Отголоски прошлого: раскол по национальному признаку
Британская радикально-националистическая политическая партия, которая больше известна под названием «Национальный фронт», появилась в начале февраля 1967 года. Рождение новой силы стало ответом на миграционную политику государства, а также мультикультурализм, охвативший Великобританию после Второй Мировой войны.
В Британии к тому времени существовало несколько крайне правых организаций, которые не представляли из себя реальной силы. Поэтому процесс их объединения в одну мощную структуру был вполне логичен. Национальный фронт образовался после слияния «Лиги имперских лоялистов», «Общества защиты расы», «Движения за более великую Британию» и других организаций. Лидером радикально-националистической силы стал Артур Честертон.
Первое время Национальный фронт был занят внутренними распрями. Вчерашние лидеры мелких организаций неохотно подчинялись Честертону и надеялись захватить власть. Из-за всей этой неразберихи партия довольно бледно выглядела на политической арене.
Ситуация резко изменилась, когда председателем Национального фронта стал Джон Тинделл. Он быстро разобрался в ситуации и сделал ставку на мелких частных предпринимателей и «синих воротничков». Последние являлись представителями рабочего класса, занятыми тяжелым физическим трудом с почасовой оплатой. В общем, это были обычные работяги, трудившиеся на стройках, шахтах и различных предприятиях. Тинделл обратил на них внимание не просто так. В 1970-е гг. именно эта категория жителей больше остальных пострадала из-за волны иммигрантов. Британцы не выдерживали конкуренции с иностранцами, готовыми работать с утра до ночи за минимальную плату. Поэтому в Национальном фронте предприниматели и «синие воротнички» увидели силу, способную изменить ситуацию в их пользу. Росла и сама партия. К 1974 году численность «Фронта» увеличилась до 17 тыс. человек. А на выборах в Совет большого Лондона в 1976 году за Тинделла и его сторонников проголосовало около 120 тыс. человек.
Национальный фронт часто устраивал демонстрации в различных районах Лондона. И почти каждая такая акция заканчивалась столкновениями с представителями различных антифашистских организаций. Наиболее резонансные инциденты произошли в 1974-м на Red Lion Square (погиб один человек) и на юге Лондона в 1977 году.
Интересно вот что: все противники называли «Фронт» именно фашистской организацией из-за идеологии. Но Тинделл был с этим категорически не согласен. Он неоднократно заявлял, что партия не имеет ничего общего ни с германским нацизмом, ни с итальянским фашизмом. Правда, антифашистские организации в это так и не поверили.
Наше дело правое
Тинделл и его партия выступали за очищение Британии от всех цветных иммигрантов. Радикалы утверждали, что высылке должны были подвергнуться и белые, которые вступили в брак с представителями других рас. На это «благое дело» Национальный фронт отводил десять лет. Кроме того, партия требовала закрыть Великобританию для всех цветных иммигрантов, чтобы история не повторилась. При этом Тинделл довольно лояльно относился к другим белым и был не против их приезда. Правда, он предлагал этот процесс держать под строгим контролем.
Естественно, политическая программа Национального фронта категорически отвергала концепцию расового равенства. По мнению партии, существовал некий «заговор». Его идея заключалась в том, что цветные должны массово перебраться в Великобританию (а также другие ведущие европейские государства), заключить браки с местными жителями и начать «белый геноцид» путем ассимиляции.
По мнению Тинделла, белые во всем превосходили темнокожих в силу антропологических причин. Из-за этого выходцы из Африки не могли ходить в школы, где обучались белые. Более того, им якобы не было места в «белом обществе».
Тинделл и его соратники утверждали, что расовая предвзятость возникла не на почве банальной ненависти. Все было куда тоньше, а именно: конфликт возник из-за стремления людей к сохранению своей расовой чистоты. В годы подъема Национальный фронт часто прибегал к помощи различных ученых и исследователей, чтобы придать больший вес многочисленным расистским публикациям. Досталось от «Фронта» и евреям. По мнению партии, евреи хотели уничтожить белую расу и поэтому выступали за смешанные браки и интернационализм.
Программа партии нашла отклик не только в сердцах простых английских работяг. На сторону Тинделла переходили и известные люди. Например, популярный рок-музыкант Эрик Клэптон. Во время своего концерта в Бирмингеме он вдруг начал скандировать «Сохраним Британию Белой!», а после стал выкрикивать оскорбления в адрес цветных.
Выходка Клэптона не осталась незамеченной. В ответ панк-активисты запустили кампанию Rock Against Racism, к которой примкнули ведущие рок-группы: The Clash, Sham 69 и Buzzcocks. И они смогли. Всеобщие выборы в парламент 1979 года Национальный фронт с треском провалил, выставив при этом более трехсот кандидатов. Катастрофа была столь мощной, что «Фронт» после этого уже не смог оправиться. С каждым годом его популярность уменьшалась и уменьшалась. И сейчас «Фронт» — это небольшая партия, о которой вспоминают только в те моменты, когда она устраивает уличные акции и пытается принять участие в муниципальных выборах.