Игнорировать нападки оппонента
Протестные кампании — обычное явление на российских выборах. Во время таких кампаний оппонент атакует по поводу и без, обвиняет в воровстве, смертных грехах, утверждает, что кандидат находится под следствием, устраивает митинги и протестные акции. В общем, дразнит и провоцирует кандидата на ответный удар, чтобы он начал отвечать тем же либо разгонять акции.
Бороться с этим очень просто: нужно игнорировать. Если сделать это очень тяжело, то атакуй оппонента добродушными насмешками, а не начинай лаять, как Хиллари Клинтон, или оскорблять избирателей своего оппонента. Кстати, у Дональда Трампа был классический пример протестной кампании. Просто в США давно не было кандидата, рискнувшего на это пойти.
История знает одного президента, избиравшегося 4 раза. Нет, это не тот, о ком вы подумали. Он ещё будет переизбираться.
32-й президент США вполне заслуженно делал вид, что конкуренты недостойны его внимания. Когда его обвинили в том, что он отправил за своей собакой целый эсминец, то заявил, что привык клевете, а вот собачка Фала требует клеветников к ответу.
Придумать запоминающийся лозунг
Многим кандидатам кажется, что избиратели готовы жадно читать их предвыборную программу. И они очень огорчаются, когда узнают, что их талмудами никто не интересуется.
Как правило, многие политики объясняют отторжение своей агитации тем, что народ не тот. Ну не может он понять всю гениальность кандидата. На самом деле проблема отторжения агитации и нелюбовь к политикам существуют во всём мире. Исключением является выдвижение известного человека или революционная ситуация, когда народ сам бегает за политиками. Так как довести свой посыл до избирателя? Нужно вбить им содержание программы в голову!
Нужно кратко объяснить: что из себя представляет кандидат, кто он такой, зачем идёт на выборы и почему нужно голосовать именно за него.
Что нужно сделать? «Землю — крестьянам, фабрики -- рабочим!». Как это сделать? Отдать «всю власть Советам!».
В стране стагфляция? Большой госдолг? Рабочие места заняли мигранты? «Просто сделаем страну великой вновь!». И повторять эту мантру вплоть до тошноты.
Подобрать правильный образ
Как выиграть выборы, имея негативный образ? Никак. Как же ты будешь решать проблемы избирателей, не обладая хорошими качествами? Мало иметь хорошую биографию, характер и убеждения. Ещё нужно соответствовать стереотипным представлениям и ожиданиям избирателя. Которые заключаются в стандартных типажах.
Основных типажей всего пять: «самый сильный», «победитель», «чудотворец», «самый честный» и «борец». Иногда удаётся совмещать по два, а то и по три типажа.
Основой положительного образа Владимира Путина является типаж «самого сильного».
На парламентских выборах 1999 года решалось не сколько получит мест та или иная партия, а кто станет следующим президентом. Лужков возглавил блок «Отечество — вся Россия», который пытался увести к себе электорат левых партий. Вместо распространения своего образа «чудотворца» на всю Россию Лужков решил стать лидером протеста против Ельцина и примерил образ «борца с властью». В итоге его новый образ не выдержал атаки телекиллеров, вроде Доренко, которые в чём только Лужкова ни обвиняли и как только ни унижали. Причём он сам давал поводы для атак. ОВР получил на 2/3 голосов меньше, чем планировал. Но на выборах в мэры Москвы всё равно победил Лужков. Потому что «чудотворцу» готовы за «чудо» простить всё, ведь он успешно решает любые проблемы.
«Самый честный» и «борец» — пожалуй, самые распространённые и самые уязвимые типажи. Чтобы стать «борцом», нельзя быть «синим воротничком». Нужно иметь вид крупного, сурового мужика вроде Ельцина. Ельцин побеждал на выборах как борец с коммунистами. Если «борец» не похож на вожака, то похож только лишь на выскочку и горлопана. Такой «борец» может победить лишь в антирейтингах.
Мобилизовать сторонников
Казалось бы, это же элементарно. Но нет, некоторые считают, что нужно увеличивать явку. Мол, так придёт больше своих избирателей. На самом деле придёт чей угодно, но не свой. Этому есть масса примеров в истории. Возьмём пример из совсем недавней.
Никто не сомневался, что на выборах мэра Москвы победит Сергей Собянин. Но было решено добавить выборам легитимности, острой конкуренции и интриги. Штаб Собянина помог Алексею Навальному зарегистрироваться, пройдя через непреодолимый муниципальный фильтр. Возможно, Сергей Собянин и получил бы 70% голосов, но тут вмешался случай. Навального осудили, арестовали и сразу же освободили. Эти события резко прибавили ему шокированного электората, настроенного против федеральной власти.
Собянин победил, но только 1,5% спасли его от второго тура, на котором шансов победить гораздо меньше.
Штабу мэра нужно было вести кампанию с прошением у москвичей мандата на изменения. Тогда бы сторонников мэра пришло голосовать больше, и не было бы возмущённых наведением благоустройства.
Вызвать эффект «медового месяца»
Мы давно устали от одних и тех же кандидатов. Обычно они надоедают за 10 лет, а на тех, кто надоедает уже 30 лет, и смотреть тошно. Поэтому как минимум каждый пятый избиратель готов поддержать новое лицо. Если новичку удалось в начале кампании внедрить свой положительный образ, то избиратели влюбляются в своего кандидата на три месяца. Главное, чтобы пик пришёлся на день выборов. Начинать нужно не слишком рано, но и не слишком поздно.
Во время «медового месяца» кандидат лидирует с большим отрывом, сметая всех на своём пути. Никакие атаки на него не действуют.
Решительность в начавшейся Второй чеченской войне, громкие заявления про «мочения террористов везде» дали Владимиру Путину положительный образ «самого сильного». На фоне предшественников он до сих пор воспринимается многими, как вменяемый и умный лидер, которого так долго ждали, что готовы долго с ним не расставаться. Он понравился всем: и либералам, и державникам. Вероятно, это единственный случай в истории, когда «медовый месяц» с избирателями длится уже почти 20 лет.