Военные преступления: на расстрелы «гнали как скот»
9 апреля Следственный комитет России возбудил уголовное дело о геноциде, массовых убийствах в ходе карательных операций нацистов: в пригороде Ростова-на-Дону 11−12 августа 1942 года было расстреляно до 20 тысяч советских граждан, жителей поселка 2-я Змиевская балка, еще до 10 тыс. убито в городе Шахты, самом Ростове и в хуторах под ним. Людей, в основном евреев, собирали под предлогом «эвакуации», вывозили за город и убивали — расстреливали у песчаного карьера. Кто догадался и сумел спрятаться, тот выжил и рассказал затем о трагедии. К карьеру гнали мужчин, женщин и детей. Всем заранее приказывали взять с собой ценные вещи. В роще близ карьера эсэсовцы вместе с русскими полицаями раздевали и обирали своих жертв, а затем в упор расстреливали и бросали тела в карьер или ямы в роще.
Свидетель случившегося Александра Хильченко показала в октябре 1943 г. о деяниях немцев у поселка 2-я Змиевская балка: «28 июля 1942 г. для меня памятный день. В этот день были первые расстрелы. (…) Начиная с 28 июля 1942 г. и до 11 августа 1942 г. продолжались такие периодические расстрелы. Приезжали машины и крытые и открытые. В каждой машине было примерно до 50 челов[ек]. Здесь были люди разных возрастов: дети, молодежь, старики. Среди них были женщины и грудные дети. Приходилось видеть и машины-душегубки. (…) Душегубки подъезжали непосредственно к краю карьера и оттуда выбрасывались уже умерщвленные люди. (…) Однажды рано утром нам удалось проникнуть с 2 подругами к месту расстрелов. Когда мы заглянули в карьер, нам представилась ужасная картина. Из-под насыпанной земли были видны головы, руки и ноги расстрелянных. (…) 11 августа 1942 г. в карьере и рядом расположенной роще были проведены массовые расстрелы еврейского населения. (…) Я не могу точно назвать цифру, но людей гнали много, гнали как скот». Часть убитых закапывали советские пленные, их затем тоже расстреляли. В преступлениях виновны зондеркоманда СС 10А и полицаи.
В документах следователей Следотдела УНГКБ описаны и другие ужасающие факты — расстрел на улице 14-летнего мальчика только за то, что в кармане у него было найдено 3 патрона, поиск и убийства евреев и коммунистов; в городе Шахты оккупанты разрушили школы, здания театров и библиотек, взорвали памятник Ленина, памятник Кирова и монумент шахтеров, разграбили множество домов при отступлении. Там же на шахте имени Красина расправлялись с местным населением. Трупы, а в ряде случаев еще живых людей сбрасывали в ствол шахты (глубиной до 600 метров). Перед расстрелом у молодых и здоровых брали в большом количестве кровь, которой не хватало немецким госпиталям. Так погибло более 3,5 тысяч жителей. На хуторах Нагорный и Грузинов немцы умертвили более двухсот пятидесяти человек, при этом пытали и насиловали женщин.
Примечание: Кроме народного комиссариата государственной безопасности, расследованием преступлений вермахта и СС на территории СССР занималась «Чрезвычайная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков», созданная в ноябре 1942 г. Комиссия изучила миллионы актов и протоколов опросов свидетелей зверств гитлеровцев, в том числе касающихся Холокоста, а затем подготовила огромное количества доказательств обвинений советской стороны на Нюрнбергском процессе, а также материалы для процессов против тех нацистов, что судили в СССР. Случившееся в Ростовской области — лишь малая часть ужасающих деяний нацизма на советской территории.
Уголовное дело: СК против СС
Следственный комитет России считает, что в преступлениях СС в Ростовской области участвовал эсэсовец, переводчик зондеркоманды 10А Гельмут Оберлендер — когда-то русский немец из Молочанска, а ныне 96-летний житель Канады. В 1941 г. он пошел на службу нацистам. Сообщается, что российские следователи запросили у Канады данные об Оберлендере. Канадские власти лишили гражданства эсэсовца, когда вскрылся факт его службы в составе преступной организации Гиммлера. Федеральный суд Канады считает, что подсудимый, вероятно, имел прямое отношение к уничтожению 23 тысяч евреев и цыган в УССР в 1941 — 1943 гг. Процессы против Оберлендера продолжались (с перерывами) с 1995 года, и недавно суду наконец удалось доказать вину фигуранта. Стоит вопрос о депортации его из Канады.
К сожалению, слишком многим эсэсовцам после войны удавалось, как и Оберлендеру, уходить от ответственности по многочисленным «крысиным тропам». Перспективы у возбужденного Следственным комитетом уголовного дела пока сомнительные: значительная часть подобных дел против старых нацистских преступников заканчивалась в последние годы безрезультатно. Учитывая возраст обвиняемого и тот факт, что Оберлендер — вне непосредственной власти РФ, у российского правосудия не так много шансов очно его осудить и наказать. История же давно вынесла вердикт нацизму, СС и всем причастным к их преступлениям.