Секту «Аум Синрикё» * создал в конце 1980-х обычный японский аптекарь Сёку Асахара. Он создал подобие новой синтетической религии, объединив, как считают специалисты, основы разных традиционных учений — буддизма, йоги, индуизма и других. Асахара предрекал, что в скором времени должна произойти масштабная битва добра со злом, в которой спастись сможет только тот, кто уверует в его идеи.
«Аум Синрикё» специалисты называют деструктивной сектой: каждый вступивший в неё обязан был отдать организации всё своё имущество и беспрекословно подчиняться любым приказам людей, которые занимали более высокое положение в иерархии. Во время разных религиозных обрядов зачастую использовались средства, одурманивавшие сознание: в частности, психотропные вещества и гипноз.
Выйти из секты было невозможно — всех, покинувших ряды «Аум Синрикё», считали предателями и пытались убить. Так же действовали и в отношении противников организации: например, юриста, который готовил против секты судебный иск, нашли мёртвым вместе с семьей.
«Аум Синрикё» под предводительством Асахары занималась организацией терактов. В начале 1990-х члены секты — а к тому моменту она насчитывала уже несколько тысяч человек — распылили вредоносные бактерии возле здания национального парламента и отравили зарином семь человек в японском городе Мацумото.
Главный теракт, после которого о секте узнал весь мир, не заставил себя долго ждать — утром 20 марта 1995 года, получив четкие указания от руководства секты, 10 адептов, поделенные на пять пар, начали организацию масштабной атаки на токийское метро. В каждой паре обязанности разделились: один человек должен был пронести в вагоны метрополитена пакеты с зарином и проткнуть их острым зонтиком, а другой в это время ждал на автомобиле, чтобы вместе скрыться.
Члены секты проникли в метрополитен и рассредоточились по самым заполненным поездам и загруженным линиям: практически одновременно — в восемь часов утра — пять человек проткнули пакеты с зарином. Каждый из исполнителей, как только вскрывал емкость с нервно-паралитическим газом, покидал вагон. В одном случае член секты, замешкавшись, сам получил отравление, однако успел выпить антидот. На 16 станциях начал распространяться удушающий запах, от которого у пассажиров мгновенно перехватывало дыхание и начиналась рвота, некоторые тут же теряли сознание.
«Юка Акияма села на поезд, который шел за тем, где был распылен зарин. Когда проезжали станцию Кодэнматё, она почувствовала странный запах. На станции Каябатё Юка поднялась наверх, зажав рот рукой. У Юки испортилось зрение. Ей пришлось в течение трех лет посещать больницу», — пишет японское издание Asahi Shimbun.
Другой пострадавший от атаки, Осаку Мацуда, рассказал изданию, что как раз во время распыления зарина оказался в токийской подземке. По словам Мацуда, он сразу же почувствовал боль в горле и потемнение в глазах. Преодолевая тошноту, он смог добраться до работы, а приехавшие туда врачи успели вколоть ему противоядие.
В общей сложности террористы смогли вскрыть 11 пакетов с зарином. В результате атаки, по одним данным, погибло 13 человек, по другим — 12. Как бы то ни было, тысячи людей получили серьёзные отравления разной степени тяжести, многие до сих пор вынуждены проходить лечение. Теракт сразу же признали крупнейшим в японской истории.
Между тем, в 1995 году отделения «Аум Синрикё» работали в разных странах, в том числе в США, Германии и России. Следователи не сразу смогли установить связь между атакой в метро и сектой, однако вскоре доказательств стало появляться всё больше и больше. В то время правительство стран, где также располагались ячейки «Аум Синрикё», начали опасаться таких же терактов на своей территории. 25 марта 1995 года, спустя пять дней после трагедии в Токио, «Российская газета» писала: «Случившимся, а еще больше возможностью повторения газовой атаки в других городах потрясен весь мир».
Спустя два месяца после теракта японская полиция вышла на Асахару — лидера «Аум Синрикё». Его, а также ещё порядка 30 руководителей секты задержали. В офисах организации провели масштабные обыски. В то же время «Аум Синрикё» заявила о давлении японских властей: это они якобы подстроили теракт, чтобы запретить секту. Впрочем, после проведённых следственных действий причастность «Аум Синрикё» к атаке на токийский метрополитен была фактически доказана: Асахара, как выяснилось, лично отдавал приказы сначала об изготовлении зарина, а потом — о начале теракта. Более того, полиция установила, что «Аум Синрикё» занималась разработкой бактериологического оружия, а также приобрела вертолёт и пыталась купить танк.
По основной версии, с помощью теракта Асахара намеревался свергнуть существующий в Японии строй и стать новым императором. Также атака на метро была нужна для того, чтобы отвлечь внимание правоохранителей от других преступлений «Аум Синрикё».
Процесс над членам «Аум Синрикё» начался в 1996 году и затянулся на долгое время. Лишь в 2004 году суд вынес смертный приговор Асахаре — на его руках, как считается, было как минимум 27 смертей. Люди, задействованные в подготовке теракта в токийском метро, получили либо пожизненный срок, либо, как и Асахара, были приговорены к смертной казни. Между тем, некоторые решения относительно смертной казни не исполнены до сих пор.
«Два года назад я провела опрос на тему смертной казни среди восьми жертв и членов семей погибших от зариновой атаки в метро. Большинство из них высказали пожелания об исполнении смертного приговора в кратчайшие сроки», — сказала в интервью японскому изданию Mainichi Shimbun Сидзуэ Такахаси, потерявшая в ходе зариновой атаки мужа.