Плакат, оформившийся как жанр в середине 19 века, довольно быстро был приспособлен под цели пропаганды и рекламы. К 1920-м годам был разработан визуальный язык, который ёмко и доходчиво излагал суть идей. В СССР всплеск плакатного искусства был связан с экономическими, социальными и политическими переменами, вызванными Новой экономической политикой (НЭП), провозглашённой в марте 1921-го года.
Киноплакаты
Наследники театральных афиш, киноплакаты, выходившие в период НЭПа, приобрели новые черты, свойственные авангарду, но концептуально мало изменились. Это, как правило, коллаж из фигур главных героев фильма или спектакля, сопровождающийся названием картины и именами режиссёра и актёров.
По киноплакатам мы можем судить о репертуаре того времени. Сатира на дореволюционную жизнь, прославление диктатуры пролетариата, патриотизм и мечты о техническом прогрессе — таковы были основные темы, поощрявшиеся новой властью.
Агитационные плакаты и политическая пропаганда
Молодому советскому государству для восстановления после революции и Гражданской войны требовалось здоровое, грамотное, в том числе и политически, население. Для каждой прослойки общества были разработаны отдельные рекомендации по просветительской работе. Так, лекторам, выступающим перед крестьянством, то есть малообразованными людьми, предлагалось говорить чётко, ёмко, кратко, минут на 15. Продолжительные мудрёные речи, обилие информации, как считалось, могли дать негативный эффект и вызвать у аудитории раздражение и агрессию.
На плакатах, ориентированных на рабочих, используется авангардный стиль. Те, что обращались к жителям села, напоминали лубок.
Советский человек, по версии пропаганды, усердно трудится, правильно отдыхает в коллективе, занимается спортом и следит за своим здоровьем, читает, воспитывает детей. Вредные привычки (алкоголизм, курение), болезни, высокая детская смертность, беспризорники считались наследием прошлого, поэтому риторика пропаганды сводилась к противопоставлению старого (грязного, нездорового) новому (чистому, здоровому). Степень культурности определялась количеству употребляемого мыла. Эпидемии испанского гриппа, тифа, холеры, пришедшиеся на преднэповские годы, ещё были свежи в памяти, а потому плакаты о здоровом образе жизни повторяли классические советы о мытье рук, личной гигиене, дезинфекции, проветривании помещений.
Активными участниками пропагандистских плакатов становятся дети. Они позиционируются как цветы жизни, а их здоровье и счастливое детство — как залог светлого будущего страны. На плакатах дети устраивают митинги в защиту своих прав, требуют от взрослых отказаться от вредных привычек и обеспечить качественную среду. Дети же становятся носителями идеи просвещения и прогресса.
Новую роль в обществе приобретает женщина. Она всё ещё мать, которая ответственна за рождение и воспитание детей, то есть будущего всей страны. Но также современное общество видит женщину как участника политического процесса, полноценную личность. Плакаты призывают женщин следить за здоровьем, учиться и беречь честь смолоду, ведь проституция, объявленная пережитком царских времён, была табуирована.
Были, безусловно, и откровенно пропагандистские плакаты, которые призывали идти на выборы, поддерживать программу электрофикации, покупать акции.
Рекламные плакаты
С ростом производства товаров народного потребления возникла необходимость эти товары сбывать населению. Реклама, как известно, — двигатель торговли. Если дореволюционные плакаты напоминали поздравительные открытки или живописные картины, реклама времён НЭПа была приближена к агитплакату. Прямые линии, геометрические фигуры, минималистичный декор и чистые цвета — вместе они создавали образ чистой логики и однозначного утверждения, смысл которого сводился к тому, что покупать — дело правое. Реклама товаров стала ёмкой, хлёсткой, запоминающейся. Слоганы писали поэты, над дизайном работали фотографы, художники, архитекторы. Рекламный плакат был произведением массового искусства.
Один из самых ярких творческих тандемов 1920-х годов — Владимир Маяковский и Александр Родченко. После закрытия плакатного агентства «Окнах сатиры РОСТА», действовавшего в системе Российского телеграфного агентства в 1919—1921 гг., поэт и художник стали работать над рекламой для различных предприятий — от Моссельпрома до ГУМа. Маяковский предложил не только новый стиль речи, с которым реклама обращалась к потребителю, но и принципиально отличный от прошлого подход. «Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдёт. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создаёт себе имя и вещь. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи», — утверждал Маяковский.
В конце 1920-х годов, сразу после отмены НЭПа, на первый план выйдут призывы вступать в ряды Красной армии и быть всегда готовым встать на защиту Родины. Слова «бей», «борись», «побеждай» используются не только в отношении пагубных привычек, но также против возрождённого образа врага.