В начале славных дел: полицейский, католик и примерный семьянин
В 2000 году агенты ФБР знали, что в бюро обитает «крот», а может быть и не один. На протяжении нескольких лет шла кропотливая работа по поиску людей, сливавших информацию, но ожидаемого результата она не приносила. И вдруг произошло настоящее чудо. На сторону США переметнулся российский агент, который за внушительное вознаграждение выдал «крота». Точнее, перебежчик передал его переписку со связными, явки, пароли, а также информацию о тех сведениях, которые двойной агент слил своим работодателям. Кроме того, американцы получили еще и пластиковый пакет с отпечатками пальцев предателя. Но вот его настоящее имя оставалось неизвестным.
Агенты ФБР не поверили своим глазам: оказалось, что «крот» сотрудничал сначала с СССР, а потом и с Россией, в общей сложности более двух десятков лет. За это время он передал огромное количество информации, касающейся не только секретных операций, но и агентов, работавших под прикрытием. Даже по самым скромным подсчетам, деятельность «крота» нанесла США ущерб в десятки, если не сотни миллионов долларов.
Первым делом агенты начали прослушивать аудиозаписи. Так они выяснили, что перебежчик получил в КГБ кодовое имя «Рамон Гарсия». Правда, это никак не помогло им в вычислении предателя. Но вдруг один из агентов при очередном прослушивании записи воскликнул: «Это же Боб!». Сверили отпечатки пальцев. В точку!
Боб — это Роберт Ханссен. Блестящий агент, примерный семьянин и ревностный католик. Он пошел по стопам отца, став в 1972 году полицейским. А уже через четыре года оказался в стройных рядах агентов ФБР. Его перевели в бюро, поскольку посчитали, что Роберт был «слишком умным» для обычного полицейского. Сначала Ханссен занимался бухгалтерией в штате Индиана, а вскоре оказался в Нью-Йорке.
В 1981 году его перевели в Вашингтон, определив в аналитический отдел по Советскому Союзу. Благодаря занимаемой должности и незапятнанной репутации Роберт был вне подозрений. Никто из его коллег даже представить не смел, что Ханссен мог быть «кротом». И предатель пользовался своим положением по полной программе. Он, как истинный профессионал, разработал свою систему передачи секретной информации: диски Роберт оставлял в тайниках, никогда лично не встречаясь со связными. Кроме того, никто из советских агентов не знал ни его настоящего имени, ни внешности. Предельная осторожность и конспирация позволили Ханссену стать «кротом-долгожителем».
Игра на вылет: предатели всегда помогут
Интересно вот еще что: по утверждению перебежчика Олега Гордиевского, Ханссен начал работу на КГБ в 1985 году, но он ошибся. Сотрудничество началось на шесть лет раньше, то есть когда Роберт работал еще в нью-йоркском подразделении ФБР. Но первый блин получился комом. На тот момент Роберту было тридцать пять лет, он уже был женат и под влиянием супруги превратился в ревностного католика. За первую информацию, переданную СССР, он получил примерно двадцать тысяч долларов — хорошие деньги. Вот только скрыть внезапный доход не получилось. Жена закатила скандал, а Роберт во всем ей признался, пообещал прекратить сотрудничество с Кремлем и отправился на исповедь. Любопытно, но духовник не сдал агента, он посоветовал лишь оборвать связь, а деньги отдать на благотворительность. Ханссен так и поступил. Но прошло время, жажда денег оказалась сильнее. В 1985 году Роберт вышел на полковника Виктора Черкашина, передав ему письмо с предложением о сотрудничестве. Упустить такого ценного «крота» Черкашин не мог.
Началось полноценное сотрудничество. Ханссен слил Черкашину информацию о космической разведке, сообщил о работе над тоннелем с прослушкой под зданием посольства СССР, а также о других важных проектах. Кроме того, благодаря Роберту агенты КГБ узнали имена предателей, переметнувшихся на сторону США. Например, он сдал Сергея Моторина, Валерия Мартынова и Бориса Южного. Первые двое впоследствии были приговорены к смертной казни, а Южного отправили за решетку. Также есть мнение, что именно Ханссен сообщил о Геннадии Варенике и Дмитрии Полякове. Первый трудился в Западной Европе и передавал секретную информацию американским кураторам. Вареника арестовали вскоре после того, как Роберт стал перебежчиком. Но наиболее болезненным для СССР было предательство Полякова. Генерал работал в Бирме и Индии, являлся ценнейшим кадровым шпионом, и вдруг выяснилось, что он — «крот» со стажем. Оказалось, что Поляков сотрудничал с американцами более двадцати лет. Вскоре обоих предателей расстреляли.
Когда Советский Союз развалился, Ханссен на время ушел в тень. В 1999 году Роберт неожиданно вышел на связь с российскими спецслужбами. Вот только третий раз оказался для него фатальным. В начале 2001 году его арестовали агенты ФБР. Кто именно сдал Ханссена, предоставив американцам аудиозаписи и пакет с отпечатками пальцев, точно неизвестно. По одной из версий, это был Сергей Третьяков, по другой — Александр Запорожский. Но факт остается фактом. Агенты ФБР получили необходимые улики для ареста «крота».
На суде Ханссен заявил, что сотрудничал с советской разведкой из-за «страха и гнева». Якобы он боялся, что не сможет финансово обеспечить свою семью и злился на коллег, которые занимали посты выше, чем он. В итоге Роберта не казнили, а приговорили к пожизненному тюремному заключению. Наряду с Олдричем Эймсом и Джоном Уокером Ханссен являлся наиболее ценным «кротом».