Тогда рабы Божьи, возвеселившись в сердце своем и узрев, что им счастливо удалось осуществить желаемое, стали проповедовать слово благодати тем, кто находился в Бирке. И было много таких, кто благоволил прибывшей миссии и по своей воле внимал учению Господа. Были там и многочисленные пленники-христиане, которые обрадовались, что наконец-то смогут причаститься святых таинств.
Так сообщал о миссии Ансгара в Швецию его ученик Римберт, ставший бременским епископом после смерти своего учителя. Бывший свидетелем многочисленных поездок по Скандинавии, предпринятых «апостолом Севера», он через 10 лет после смерти проповедника написал его житие, в котором в красках сообщил о путешествии христианских миссионеров в «страну свеев». Ансгар был первым проповедником веры Христа, которому удалось попасть в далёкую и неизведанную страну, родину свирепых викингов.
***
Рубеж 8 и 9 веков ознаменовался проникновением Франкской империи на просторы Германии. Карл Великий, десятки лет воевавший с саксами, в результате смог обосноваться в бассейне рек Эльба и Везер. Именно там были основаны города Бремен и Гамбург, ставшие центром распространения христианской веры в Германии.
В то же время на побережье Европы приходят новые свирепые враги — викинги. Они разоряли богатые города и монастыри, уводили население в рабство. В этой связи роль Бременского епископства стремительно повышается — город становится пунктом распространения веры Христа среди скандинавских язычников.
Однако первую попытку распространить «слово божие» в Ютландии предприняли далеко не франки. В 699 году английский миссионер Виллиброрд начал проповедовать христианство среди данов. И хотя несколько десятков человек всё же приняли крещение, местный конунг Унгенд изгнал церковника из страны.
Таким образом, к моменту первой попытки крещения, связанной с деятельностью архиепископа Реймса Эбо, скандинавы в принципе были знакомы с христианской религией от английских проповедников и пленных. Помимо этого, некоторые норманны сами переходили в другую веру, но ненадолго — их привлекала богатая утварь на обряде крещения. Зачастую вчерашние язычники в лучшем случае становились двоеверами — Иисус Христос занимал своё место в пантеоне скандинавских богов наряду с Одином, Фреей и Тором, иногда же спаситель просто заменял Тора — об этом свидетельствуют некоторые изображения Христа в интерьере скандинавских храмов более позднего времени.
Харальд Клак и миссионеры
Будущий «Апостол Севера» родился в 801 году во французской Пикардии. Получив образование в аббатстве Корби, он в 14 лет связал свою жизнь со служением Богу, приняв монашеский обет. Он спокойно служил в родном монастыре, пока внезапно не был приглашён ко двору короля Людовика Благочестивого в 826 году.
В то время один из правителей Ютландии — конунг Харальд Клак — обратился к императору за помощью. За доминирование над данами он соперничал с конунгом Хориком, которого активно поддерживали шведские племена свеев и готов. В обмен на помощь Людовик предложил Харальду принять христианство, дабы укрепить союзнические отношения, а также даровал датчанину земли во Фрисландии. Однако этим помощь и ограничилась — войска император выделять своему новому союзнику отказался, а вместо них вместе с конунгом в Ютландию отправились христианские миссионеры.
Желающих поехать в дикую страну викингов не нашлось. Однако настоятель Корвейского монастыря подсказал королю, что есть один монах, который готов пойти на многие жертвы ради процветания своей веры. Это был молодой Ансгар. Никто не хотел сопровождать монаха в варварские земли — за исключением столь же юного брата Аутберта.
На двух роскошных кораблях, подаренных служителям Господа в Кёльне, наши герои двинулись в путь. Их миссия в Ютландии продолжалась два года, с 826-го по 828-й. Монахи устроили при дворе Харальда школу, где обучалось довольно большое количество датских юношей, однако вскоре обстоятельства обернулись против Харальда и его приближённых служителей Христа. Он потерпел поражение — Хорик обвинил своего противника в том, что тот изменил своим предкам, приняв христианство. Дальше находиться среди данов было невозможно — миссия потеряла своего высокого покровителя. Ансгар и его сподвижники вернулись на территорию Франкского государства, а сам Харальд обосновался во Фрисландии, поклявшись защищать побережье империи от набегов своих соплеменников.
Первая попытка крещения Швеции
Ансгар недолго сидел без дела. В 829 году ко двору Людовика прибыли новые послы — на этот раз свеи. О том, кто же возглавит новую миссию, споров почти не было — опытный Ансгар не мог отказать своему высокому покровителю. Вряд ли молодой служитель Христа мог предвидеть те опасности, которые были уготованы ему.
Спустя некоторое время после того, как корабли служителей Христа отчалили от берегов Германии и направились в Швецию, на них напали пираты. Дабы сохранить свою жизнь, пассажирам пришлось отдать разбойникам почти все купеческие товары, богатые дары Людовика конунгу Бьёрну, а также часть богослужебных книг. Только летом 831 года миссионеры прибыли в Бирку — древнюю столицу Шведского государства, где их встретил сам конунг и его подчинённые.
«Житие святого Ансгара» живописно рассказывает о том, каких достижений добились «Апостол Севера» и его помощники в деле просвещения варваров. По всей видимости, автор этого агиографического произведения монах Римберт сам участвовал в миссии Ансгара, поэтому мы можем узнать о жизни служителей культа из первых уст. Сподвижник «Апостола Севера» указывал, что большое количество свеев пожелало стать христианами, а пленники, находившиеся у викингов, обрадовались, узнав о миссии своих единоверцев — наконец-то можно было справить культ по всем правилам. Деятельность монахов действительно оказалась довольно плодотворной, ведь чтить Христа пожелал могущественный соратник Бьёрна, «мэр» Бирки Хергейр.
Успехи миссии в Скандинавии не остались без внимания в Риме. Вскоре Ансгар становится фактически главой церкви на бескрайних просторах Северной Европы. В 831 году он назначен епископом Гамбурга и начинает руководить всеми миссионерскими акциями на христианском фронтире. В следующем году в Швеции создаётся отдельная епископская кафедра, руководить которой назначили родственника уже упоминавшегося епископа Эбо Гауцберта. Казалось бы, ничто не может помешать мирно распространять христианство среди варваров. Но на то они и варвары, чтобы не принимать просто так блага цивилизации.
Через почти 10 лет свеи восстали против миссионеров. Начавшиеся военные действия омрачились разделом некогда великой империи, созданной Карлом Великим, — по Верденскому миру, Тургольский монастырь, служивший основным материальным источником для миссий, был передан во владение Западно-Франкского королевства. Гауцберт был изгнан с позором из Швеции, а скандинавы в 845 году напали на Гамбург и предали его разорению. Ансгар чудом спасся от гнева варваров. Спасся, чтобы через два года стать епископом Бремена и продолжать свою миссионерскую деятельность.
Продолжение христианизации Скандинавии
В 847 году Ансгар вновь предпринимает попытки утвердиться в Ютландии. Он смог богатыми дарами и сладкими речами убедить конунга Хорика, до этого изгнавшего христианина Харальда Клака, принять миссию церковников для проповедей в столице его вотчины, Хедебю.
Увещевания Ансгара достигли своей цели — глава данов разрешил построить в Хедебю католический храм. Он быстро стал центром, вокруг которого собирались все приверженцы слова Христа. Во многом это стало причиной возвышения города — процветала торговля и культура, даже несмотря на то, что сам Хорик до конца жизни так и не рискнул порвать со своим языческим настоящим.
В 852 году Ансгар предпринял новую поездку в Швецию — на этот раз его протеже стал сам датский конунг Хорик. Несмотря на то, что с момента последнего посещения земли свеев там ещё оставались немногочисленные приверженцы христианской религии, верхушка викингов во главе с конунгом Олафом относилась к новой попытке церковников укрепиться в Бирке резко отрицательно.
Однако, на удивление Ансгара и самого конунга, тинг — собрание при Олафе — одобрил нахождение миссии в Бирке, и даже более того — разрешил строительство в Бирке храма и пообещал не препятствовать тем членам общины, которые добровольно захотят обратиться в новую веру. Это была по-настоящему большая победа миссионеров.
Но если Ансгар добивался прогресса в одной части Скандинавии — что-то обязательно случалось в другой. Так и получилось — в Дании родственники Хорика, благожелательно относившегося к миссионерам, совершили государственный переворот, убили конунга, а новым вождём стал Хорик II, первоначально подпавший под влияние языческой партии. Церковь в Хедебю и христианская школа были закрыты, а миссионеры подверглись гонениям.
Однако такое положение дел длилось недолго. Уже скоро душа языческой партии, Хови, попал в опалу, а после личного посольства Ансгара к новому конунгу церковь была вновь открыта. И даже больше — в Западной Ютландии открылся новый приход, где главой Ансгар поставил своего ученика и будущего жизнеописателя Римберта. Могуществу Бременского епископа могли позавидовать многие клирики.
Смерть и канонизация Ансгара
3 февраля 865 года Ансгар скоропостижно скончался в Бремене. Он не принял мученическую смерть, а умер в спокойной обстановке в кругу братьев по христианской вере. «Апостол Севера» завещал своим единомышленникам продолжать если не начатое, то с успехом им продолженное дело по наставлению скандинавских варваров на путь истинный.
Канонизация Ансгара произошла почти незамедлительно, а житие написал его ученик Римберт. Фигура умершего епископа идеально подходила в качестве примера приверженности делу церкви и самоотверженности в распространении слова Христова. Ансгара одинаково почитают как католики, так и православные — изображения «апостола Севера» можно встретить в некоторых ортодоксальных храмах на территории России и ближнего зарубежья.