17 января 1598 года в Москве скончался «блаженный» царь Фёдор Иоаннович, сын кровавого Ивана Грозного. Кончина кроткого и набожного государя ознаменовала собой конец многовековой истории династии Рюриковичей на русском престоле. На протяжении более чем семи столетий потомки легендарного Рюрика неизменно были великими князьями Руси и затем царями России — смерть Фёдора позволила занять трон выходцу из дворянского рода Годуновых. Спустя несколько лет в русском царстве началась Смута, которая завершилась лишь с избранием Михаила Романова, ставшего основателем новой династии, правившей в нашей стране на протяжении трёхсот лет.
Потомки римских императоров
Князья и цари династии Рюриковичей вели свою родословную от легендарного Рюрика, который прибыл на Русь во второй половине 9-го века вместе со своими не менее легендарными братьями — Синеусом и Трувором.
[Сборник: Рюрик]
К сожалению, об этих персонажах древней русской истории говорят лишь летописи, упоминая их считанное количество раз. Поэтому у историков по сей день возникают сомнения, существовали ли эти люди. Однако факт остаётся фактом — представители княжеского и царского домов величали себя именно Рюриковичами и не сомневались в том, что ведут своё происхождение от легендарного предка.
Более того, в связи с образованием централизованного русского царства усилиями московских князей родословная Рюриковичей значительно обогатилась. «Мы от Августа Кесаря родством ведёмся», — писал Иван Грозный шведскому королю Юхану III в годы Ливонской войны. Этот миф, призванный усилить легитимность русской царской династии и показать всему миру её величие и значительность, появился ещё в конце 15-го века. Сюда же можно отнести историю со знаменитой «шапкой Мономаха» — символом царской власти. Согласно легенде, она была подарена князю Владимиру Всеволодовичу византийским императором Константином Мономахом в начале 12-го века, однако позднейшие исследования опровергли эти сведения.
Легенда о происхождении Рюриковичей от Октавиана Августа была зафиксирована в начале 16-го века анонимным автором в «Сказании о князьях Владимирских», после чего перекочевала в «Государев родословец» и главный исторический труд эпохи Ивана Грозного — «Степенную книгу». Её активно использовал и сам царь в переписках с коллегами по государеву цеху и другими лицами. Согласно этой истории, у римского императора был брат Прус, который получил во владение современные польские и восточногерманские земли: «Брата жъ своего Пруса (Август Кесарь) постави въ березехъ Вислы реки, въ градъ Мадборокъ и Турунъ и Хвоиницы и преславный Гданескъ, и иныхъ многихъ градовъ по реку, глаголемую Немонъ, впадшую въ море и до сего числа по имени его зовется Пруская земля». Эта легенда стала идеологическим обоснованием завоевания Ливонии.
Первые Рюриковичи
История о Прусе позволила спустя столетия выдвинуть гипотезу о прибалтийском происхождении Рюрика — родоначальник династии был уроженцем либо племени прусов, либо поморских славян. В 19-м веке исследователи пытались найти доказательства этой теории, однако не преуспели в этом. Современные историки в большинстве своём склоняются к тому, что Рюрик всё же был уроженцем Скандинавии и прибыл вместе с дружиной на Русь в середине 9-го века.
Согласно сообщениям «Повести временных лет», Рюрик остановился в Новгороде, а его братья Синеус и Трувор в Белоозере и Изборске соответственно. Однако через 2 года родственники скончались, и новгородский князь в 864 году стал единоличным правителем подчинённых ему племён. Варяг или славянин, Рюрик закрепился в Новгороде, а его потомство дало начало доминирующей в Древней Руси династии.
Следующим после Рюрика князем Руси стал Олег — он не был сыном родоначальника династии. Существует несколько гипотез относительного его происхождения: одни говорят, что Вещий князь был дальним родственником Рюрика, другие — шурином. Тем не менее именно он стал регентом при малолетнем Игоре Рюриковиче. В 882 году князь захватил Киев, убив Аскольда и Дира, бывших соратников Рюрика, и объединил Северную и Южную Русь, оставив Игорю обширное государство.
Именно Игорь стал первым Рюриковичем на киевском престоле. После его трагической смерти в 945 году регентом при малолетнем Святославе стала княгиня Ольга. Тогда же предпринимаются первые попытки крещения Руси, которые увенчались успехом лишь при правнуке Рюрика, князе Владимире, завоевавшим киевский престол в результате междоусобной войны.
[Сборник: Владимир Святой]
Киевское княжение стало причиной раздора после смерти Владимира, и победу в новой «гражданской войне» одержал Ярослав Мудрый, при котором Древнерусское государство достигло своего расцвета. Династия Рюриковичей впервые вышла на международную арену благодаря мудрой политике киевского князя — дочери Ярослава стали жёнами французского и венгерского королей, а сам государь женился на Ингигерде, дочери шведского короля Олава Щётконунга.
Примерно в эпоху правления Ярослава (во всяком случае, самые ранние артефакты относятся именно к этому времени) складываются фамильные знаки династии Рюриковичей. Несмотря на то, что каждый князь имел свой собственный знак, их объединяли общие черты.
[Сборник: Ярослав Мудрый]
В первую очередь это касается изображений двузубцев и трезубцев, которые в наши дни можно наблюдать на государственном гербе Украины. Эти знаки наносились на монеты, предметы одежды и оружие. К 13-му веку они практически вышли из употребления, поскольку многочисленным потомкам Ярослава Мудрого стало сложно находить уникальные комбинации уже устоявшихся знаков.
Раздробленность Руси и появление местных домов
Единая Киевская Русь существовала после смерти Ярослава ещё около полувека. Уже в 1097 году на Любечском съезде его внуки закрепили за отдельными ветками Рюриковичей свои княжества. До этого времени при наследовании руководствовались «лествичным порядком», по которому Киевский стол наследовался не сыновьями, а младшим братом умершего князя, после чего остальные наследники «перемещались» по лестнице вверх, занимая друг за другом оставшиеся столы. Эта традиция не позволяла сложиться местным ветвям Рюриковичей, однако создавала массу поводов для войн — не все были довольны сложившимся порядком.
После Любечского съезда и смерти Мстислава Великого, последнего князя уже рыхлой, но ещё единой Киевской Руси, распад страны стал свершившимся фактом, а отдельные ветви Рюриковичей стали княжить в независимых осколках некогда целого государства. Вплоть до нашествия Батыя эти ветви неустанно враждовали друг с другом за контроль над Киевом и другими городами Руси. Безымянный автор «Слова о полку Игореве» корил Рюриковичей за то, что они сделали с не так давно единой страной:
…Ярослава все внуки и Всеслава!
Склоните стяги свои,
вложите в ножны свои мечи поврежденные,
ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых
на землю Русскую,
на богатство Всеслава…
Судьбы ветвей Рюриковичей сложились по-разному. В эпоху раздробленности на осколках Киевской Руси правили бал владимирские, галицкие, полоцкие потомки Рюрика. После нашествия монголов доминирующей силой на Северо-Востоке стало Владимирское княжество, чьи государи смогли получить ярлык на великое княжение. На Юго-Западе ведущие положение заняло Галицко-Волынское княжество, а Даниил Галицкий стал Rex Russiae — королём Руси. Однако уже в 1325 году эта ветка Рюриковичей пресеклась, а Галиция постепенно оказалась разделена между Польским королевством и Великим Княжеством Литовским.
Возвышение московских Рюриковичей
В условиях политической раздробленности и монгольского владычества с 14-го века на первый план выходят новые ветви династии Рюриковичей. Соперничество за великое княжение и доминирование на осколках Древнерусского государства на протяжении этого времени ведётся между Московским и Тверским княжествами — историческими преемниками Великого княжества Владимирского. Их государи вели свою родословную от Юрия Долгорукого, летописного основателя Москвы.
[Сборник: Юрий Долгорукий]
Разделение владимирской ветви на тверскую и московскую произошло в середине 13-го века: Даниил Александрович, сын Александра Невского и правнук Всеволода Большое Гнездо, стал правителем Москвы, а Ярослав Ярославич, его дядя — основателем тверской династии.
С первой половины 14-го века и вплоть до конца 15-го века между Москвой и Тверью шла напряжённая борьба за ярлык на великое княжение в частности и доминирование на Руси в целом. Она сопровождалась нескончаемыми интригами, предательствами, убийствами и военными походами сторон друг против друга. Противостояние закончилось победой московской ветви Рюриковичей, которую, по прозвищу наиболее известного и успешного князя, начали именовать Калитичами.
Начиная с Ивана Калиты московские князья различными способами увеличивали свои владения: чаще всего с помощью умелой династической политики или же банальных покупок. Менее сильные ответвления династии Рюриковичей переезжали в Москву и становились придворными князя, давая начало многочисленным боярским и дворянским родам. С течением времени единственными Рюриковичами, претендовавшими на великое княжение и доминирование на Руси, остались Калитичи.
Московские князья в середине 15-го века пережили глубокий кризис престолонаследия, вылившийся в так называемую феодальную войну. По её итогам Калитичам удалось упорядочить вопрос перехода княжеского стола, и династия стала крепка как никогда. Начиная с Василия II, который по итогам войны сохранил за собой престол, московские Рюриковичи окончательно отвергли все сомнения в доминировании на Руси и приступили к финальному этапу собирания русских земель. По его итогам потеряла независимость и Тверь, долгие годы сопротивлявшаяся Калитичам.
Расцвет и угасание царской династии
Из феодальной войны Московское княжество вышло сильным государством, которому предстояло присоединить к себе оставшиеся независимые государства бывшей Древней Руси и провести централизацию всех земель. Это прошло под эгидой Калитичей, прочно обосновавшихся на троне. Династия Рюриковичей вновь переживала свой расцвет, повышая свой престиж пред очами сильных мира сего с помощью династических браков. Женой Ивана III стала племянница последнего императора Византии София Палеолог — таким образом, ещё раз подчёркивалась преемственность Москвы в деле защиты православной веры и повышался престиж династии Рюриковичей.
[Сборник: Иван III]
Апогеем успехов Калитичей в деле собирания русских земель стало венчание на царство семнадцатилетнего Ивана Васильевича, будущего Грозного. Рюриковичи встали в один ряд с великими королевскими династиями Европы: Гогенцоллернами, Тюдорами, Валуа. [Сборник: Иван Грозный]
Однако правление Грозного царя стало началом конца династии. Все дети государя, кроме блаженного Фёдора, либо умерли, либо были убиты — так, Иван Васильевич, по одной из гипотез, своими руками умертвил наследника престола Ивана Ивановича, рождённого в браке с Анастасией Захарьевой-Юрьевой. Эти смерти спустя годы стали отличной почвой для складывания в стране политической нестабильности, приведшей к Смуте. Сын Ивана Грозного стал вторым и последним «классическим» Рюриковичем на русском престоле.
Последний Рюрикович на царском престоле
Тем не менее до воцарения Романовых ещё один далёкий потомок Рюрика всё же смог ненадолго занять русский престол. Им стал Василий Шуйский, который правил недолгие 4 года. Эта ветвь Рюриковичей происходила от суздальских удельных князей и имела все права на царство в случае пресечения основной династической ветки. С этой точки зрения Шуйские, безусловно, относились к Борису Годунову, занявшему престол после смерти Фёдора Иоанновича, как к узурпатору.
Возглавив страну после изгнания Лжедмитрия, Шуйский тем не менее не смог закрепиться на престоле и оказался неспособен решить накопившиеся в стране проблемы, особенно в условиях войны с Польшей и постоянных восстаний. Царь был низложен вошедшими в Москву поляками в 1610 году, после чего увезён в Польшу, где и нашёл свою смерть спустя два года.
Страна оставалась без царя вплоть до 1613 года, когда на Земском соборе на престол был избран Михаил Фёдорович Романов, родственник первой жены Ивана Грозного Анастасии. Этот род не имел к Рюрику никого отношения. В России воцарилась новая династия. Представители же большого количества домов, относившихся к династии Рюриковичей, стали верными государевыми слугами: Воротынские, Волконские, Оболенские, Вяземские, Белосельские-Белозерские и многие другие далёкие потомки легендарного Рюрика.