Советские САУ: создание и назначение
В начальный период Великой Отечественной войны Красная армия практически не имела самоходных артиллерийских установок. Задачи прорыва вражеской обороны и подавления огневых точек вполне могли выполнить танки. Однако, с появлением все более совершенных противотанковых средств потребность в самоходных установках постоянно возрастает.
Чем советские САУ периода Великой Отечественной войны отличались от танка? В силу унификации и удешевления производства все советские САУ создавались уже на базе танков. Легкие СУ-76 на базе танков Т-70, средние — на базе «тридцатьчетверок», а тяжелые — на базе танков КВ и позднее ИС. В отличие от танка орудие советских САУ располагалось в открытой (СУ-76) или закрытой рубке. Подобные машины были проще в производстве, чем танки, могли нести артиллерию более крупного калибра.
СУ-152, созданная на базе КВ, неплохо себя зарекомендовала как в борьбе с огневыми точками, так и в уничтожении вражеской бронетехники в сложном 1943 г. Но производство КВ-1С, на базе которого выпускались самоходки, осенью 1943 г. было свернуто, а вскоре начался выпуск новых тяжелых САУ уже на базе танка ИС.
Новая самоходка ИСУ-152 получила следующие характеристики. Масса 46 тонн, скорость движения по шоссе 40 км/ч. Лобовая броня достигала 90 мм. Экипаж состоял из пяти человек. В рубке САУ была установлена гаубица-пушка МЛ-20, адаптированная к САУ. Это уникальное орудие оказалось эффективным не только при проведении массированных артиллерийских подготовок, но и в качестве вооружения САУ — на дистанции 1000 метров шестидюймовый снаряд МЛ-20С пробивал 120 мм броню.
Выпуск самоходных орудий ИСУ-152 шел с большими трудностями и, хотя план выполнялся, качество первых САУ вызывало замечания у военной приемки и жалобы, поступающие из действующей армии. Количество брака оставалось очень высоким до самого конца 1944 г. Основное производство ИСУ-152 было сосредоточено на Челябинском Кировском заводе. Кроме того, небольшое количество этих САУ выпустил и Ленинградский Кировский завод. В ходе производства в конструкцию ИСУ-152 был внесен ряд изменений. Появилось и вспомогательное вооружение. Так если изначально самоходка не имела пулеметного вооружения, то с конца 1944 г. на ИСУ-152 стал устанавливаться 12,7 мм крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК, предназначенный как для стрельбы по низколетящим самолетам, так и поражения живой силы противника. Всего было выпущено 2815 единиц ИСУ-152 — больше, чем любых других тяжелых самоходок периода Великой Отечественной войны. Организационно ИСУ-152 входили в состав тяжелых самоходных артиллерийских полков. Всего было сформировано 56 таких полков, имевших в своем составе четыре батареи по пять САУ.
Основным назначением тяжелых САУ стало подавление вражеских огневых точек, а также разрушение укреплений при прорыве обороны противника. ИСУ-152, как правило, располагались в 200−300 метрах за танками и в ходе атаки подавляли обнаруженные огневые точки и узлы сопротивления, постоянно меняя позицию. В ряде случаев САУ могли провести обстрел вражеских порядков перед непосредственной атакой танков и пехоты. Чаще всего самоходки действовали на дистанциях, превышающих дальность эффективного огня противотанковой артиллерии противника. К крайне печальным последствиям приводили попытки использовать САУ вместе с танками, когда менее маневренные и весьма заметные самоходки уничтожались противотанковыми средствами. Применение ИСУ-152 в уличных боях являлось сложным, рискованным и при этом эффективным средством подавления обороны противника. Успех зависел от конкретной обстановки и грамотного взаимодействия с собственной пехотой. Так, самоходная артиллерия использовалась во время уличных боев в Будапеште, Бреслау, Берлине и Кенигсберге.
Самоходка «Зверобой»
Насколько ИСУ-152 эффективна против бронетехники? С одной стороны, тяжелый 152-мм снаряд при прямом попадании даже если и не пробивал броню, то часто вызывал детонацию боекомплекта внутри танка противника. Но, с другой стороны, непосредственно для боя с бронетехникой ИСУ-152 специально не создавалась. Для роли истребителя танков САУ обладала относительно низкой скорострельностью, невысокой скоростью и небольшим боекомплектом. Правда, и само применение ИСУ-152 в качестве противотанкового средства было относительно редким явлением — в ряде случаев самоходные орудия действительно занимали позиции на направлении танкового контрудара противника и эффективно могли действовать из засад или подавлять вражескую технику, которая использовалась немцами в качестве неподвижных огневых точек.
Например, при отражении в апреле 1944 г. вражеского удара юго-восточнее Станислава (Западная Украина) успешно действовали ИСУ-152 из состава 1-й Гвардейской танковой армии М. Е. Катукова. В одну из атак 21 апреля 1944 г. были брошены 14 «пантер» и пять «тигров», которых встретили огнем самоходных орудий ИСУ-122 и ИСУ-152. В результате боя две «пантеры» и один «тигр» были уничтожены и не подлежали восстановлению. По опыту применения тяжелых танков ИС и самоходных орудий ИСУ-152 под Станиславом отмечалось, что в обороне ИСУ-152 совместно с тяжелыми танками должны находиться во второй линии обороны за позициями пехоты, артиллерии и средних танков, поражая любую немецкую технику на дистанции до 1500 метров. В то же время, использование ИСУ в качестве неподвижных точек перед позициями собственной пехоты запрещалось.
Последней кампанией Второй мировой для ИСУ-152 стали боевые действия на Дальнем Востоке, когда тяжелые самоходки активно применялись при прорыве японских укрепрайонов в Маньчжурии. Благодаря тому, что установка появилась на завершающем этапе войны и выпускалась в больших количествах, до наших дней сохранилось достаточное большое число ИСУ-152, которые присутствуют практически во всех крупных мемориалах и музеях военной техники.