С быстрым развитием военной техники в первой половине XX века совершенствуются и средства борьбы с ними. Достаточно мощным и в тоже время относительно мобильным средством борьбы с авиацией, бронемашинами, огневыми точками и артиллерией противника стали крупнокалиберные пулеметы. В СССР к созданию крупнокалиберного пулемета, предназначенного, прежде всего, для поражения воздушных целей огнем с земли, приступили во второй половине 1920-х годов. Василий Дегтярев в 1930 году создал крупнокалиберный пулемет с дисковым питанием под 12,7 мм. патрон.
В начале 1930-х годов наладили малосерийное производство пулемета, который оказался не лишен недостатков: массивные тяжелые магазины небольшой емкости и невысокая скорострельность (около 360 выстрелов в минуту), что для пулемета, который предполагалось использовать в качестве зенитного средства, было явно недостаточно. Работы по модернизации пулемета выполнил Георгий Шпагин.
Не внося в систему значительных изменений, будущий создатель легендарного ППШ сконструировал новый приемник барабанного типа под металлическую ленту емкостью 50 патронов. Скорострельность выросла до 600 выстрелов в минуту. В 1939 г. пулемет приняли на вооружение как 12,7 мм станковый пулемет образца 1938 г. (Дегтярева-Шпагина крупнокалиберный или ДШК). Оружие имело следующие характеристики: общая масса на станке 181 кг., прицельная дальность при стрельбе по наземным целям 3500 метров, по воздушным 2400 метров. Выпуск пулемета развернули на оружейном заводе в Коврове Владимирской области.
С 1940 года первые пулеметы начали поступать в войска и прежде всего на флот. До начала Великой Отечественной войны выпуск шел очень трудно, был относительно невелик и не превысил двух тысяч единиц. Немалой оказалась и себестоимость производства — 12 тыс. рублей (на 1939 г.). Много это или мало в сравнении с другими образцами отечественного стрелкового вооружения? Для сравнения пулемет Максима на станке Соколова обходился в 2635 рублей, а пулемет ДП-27 (Дегтярев пехотный) в 1150 рублей. В пехотных частях доля ДШК была всегда относительно невелика. Так, на начало 1942 года в действующей армии было всего 720 ДШК, на июль того же года — 1947, к январю 1943 года — 5218, а на январь 1944 года — 8442 единицы. С приближением линии фронта осенью 1941 года производство крупнокалиберных пулеметов перенесли из Коврова в Куйбышев. Пулемет эффективно использовался для поражения вражеских огневых точек, расчетов орудий и пулеметов.
В предвоенный период считалась, что бронетехнику противника можно поразить ружейно-пулеметным огнем с применением бронебойных пуль. Однако на практике от этой идеи мгновенно отказались — сосредоточить винтовочный огонь по танкам было весьма проблематично. К тому же в качестве приоритетной цели стрелков оставалась живая сила противника. Использование крупнокалиберных пулеметов для уничтожения танков и транспортеров в ряде случаев имело успех: например, в боях на Лужском рубеже в июле 1941 года.
ДШК приняли на вооружение противотанковых полков, формировавшихся в составе войск Закавказского фронта. Каждый такой полк, помимо противотанковых пушек и ПТР, имел по 32 крупнокалиберных пулемета. Правда, поразить даже легкий танк ДШК мог лишь при определенных условиях, зато с успехом применялся для уничтожения бронемашин. На дистанции 500 метров пуля крупнокалиберного пулемета под упрямым углом пробивала 15-миллиметровую броню. На фотографиях и кинохронике ДШК представлен главным образом как зенитный пулемет. Существовали самые различные варианты зенитных установок с использованием ДШК — одиночные, спаренные, строенные и даже счетверенные. Часть из них осталась лишь в качестве опытных образцов, другая выпускалась серийно.
Еще до войны был создан и танковый вариант пулемета. Танковый вариант ДШК хотели устанавливать на целом ряде советских танков, но в силу небольших объемов выпуска пулемета удалось вооружить таковым лишь легкие плавающие танки Т-40. Плавающие танки Т-40, вооруженные пулеметами ДШК в условиях тяжелой кампании 1941 года и 1942 года, практически не применялись по своему прямому назначению и большая их часть была потеряна в первые месяцы войны. Поскольку в СССР в период Великой Отечественной войны не выпускались самоходные зенитные установки, способные сопровождать колонны бронетехники, ДШК стал устанавливаться в качестве зенитного вооружения на советских танках и самоходных орудиях. Так с 1944 года пулемет Дегтярева-Шпагина устанавливался на советских тяжелых танках ИС-2 на турельной установке. По сути ДШК стал единственным крупнокалиберным пулеметом РККА (за исключением авиационных). Крупнокалиберный пулемет Владимирова, хотя и создавался в годы Великой Отечественной войны, был принят на вооружение гораздо позже, в 1949 году.
В качестве зенитного пулемета ДШК нашел применение и на кораблях военно-морского флота. Пулемет на специальной корабельной тумбе устанавливался практически на всех классах кораблей от линкоров, до охотников за подводными лодками и бронекатеров. Так, например, бронекатера проекта 1124 помимо двух башен танка Т-34 имели спаренную зенитную установку пулеметов ДШК. Вариант для ВМВ имел ряд отличий от пехотного образца и ленту на 70 патронов.
Пулемет ДШКМ
В конце войны пулемет претерпел определенные изменения, был изменен затворный узел. Новый пулемет получил обозначения ДШКМ (Дегтярева-Шпагина крупнокалиберный модернизированный). Выпуск таких пулеметов начался еще до завершения Великой Отечественной войны в феврале 1945 года, а официально его приняли на вооружение годом позже. ДШКМ ставился на советских танках вплоть до ранних модификаций Т-64 и Т-72.
В послевоенный период ДШК активно использовались в локальных конфликтах в самых различных частях света. Немало бед принесли Советской Армии ДШКМ китайского производства, находившиеся на вооружении моджахедов. И в наши дни ДШКМ нередко попадает в объектив камеры в горячих точках по всему миру.