В маршруте инкассаторов финальной точкой значился универмаг «Молодежный». Четверо вооруженных преступников, оставив за собой кровавый след, украли порядка 330 тысяч рублей.
Кровавый квартет
Игорь Книгин и Валерий Финеев былы знакомы давно, они являлись сослуживцами в одном из отделений милиции. Вместе мужчины и шагнули на криминальную тропинку, причем наличие погон им лишь облегчало задачу. Сначала «напарники» «по-мужски» разобрались с супругом любовницы Книгина, неким Сархошяном. Официально тот числился работником общепита, но на деле занимался перепродажей краденых драгоценностей. Его милиционеры убили, а от тела избавились.
Затем они несколько раз пытались добраться до некого Оганезова, также имевшего причастность к финансовым махинациям. На дело милиционеры позвали Евгения Субачева — военного, являвшегося замполитом в воинской части. Но здесь их ждал провал. Более того, Огонезов сообщил о попытке вымогательства со стороны Книгина. Но тогда Игорю откровенно повезло. В правоохранительных органах решили, что увольнение — это вполне годное наказание.
Затем и Финеев остался без погон. Он переусердствовал с выбиванием показаний. За превышение должностных полномочий Валерия приговорили к 3-м годам исправительных работ.
Меры наказания сделали Книгина и Финеева лишь агрессивнее. Есть версия, что какое-то время они занимались вымогательством денег у мелких сошек — фарцовщиков и цеховиков, находящихся в подполье. Но преступники жаждали размаха. Им хотелось провернуть крупное и серьезное дело, чтобы урвать огромный куш. Тогда-то Книгин и предложил подельникам совершить налет на универмаг «Молодежный», который являлся одним из крупнейших в Москве. Финеев и Субачев согласились.
Вскоре в их банде оказался и четвертый — бывший сотрудник КГБ Константин Голубков. У него был собственный автомобиль. А без «стального коня» провернуть задуманное дело был невозможно. Также, благодаря Голубкову, у банды появились обрезы (их изготовили из охотничьих ружей).
Никого не жалко
Лидером банды являлся Книгин. Он же придумал план ограбления и четко распределил роли между своими подельниками. Книгин и Финеев брали на себя инкассаторов, Субачеву доверялась машина сопровождения на случай, если она появится (Игорь снабдил его бутылками с зажигательной смесью), Голубков же на автомобиле ждал подельников в условленном месте.
Вечером 14 ноября преступники принялись превращать план в жизнь. Субачев надел военную форму и занял место неподалеку от универмага. Книгин и Финеев (он был в милицейской форме) спрятались за углом. Голубков занял выбранную заранее точку и не глушил мотор. Потекли минуты ожидания.
Вскоре к «Молодежному» подъехал инкассаторский автомобиль. Из него вышел лишь один человек, который и отправился в универмаг, чтобы забрать выручку. Спустя некоторое время он вернулся. Правда, теперь мужчина находился в компании милиционера Алфимовой, которая охраняла «Молодежный». Вот только она уже сдала табельное оружие, поскольку ее рабочий день завершился. Едва инкассатор распахнул дверь, как раздались выстрелы — Игорь и Валерий вышли из укрытия и открыли огонь. Инкассатор и водитель погибли мгновенно. Второй инкассатор чудом выжил, поскольку потерял сознание из-за ранения. Погибла и Алфимова. А преступники, схватив мешок (он весил около 50 килограммов), побежали к машине. Субачев, которому не пришлось участвовать в налете, просто направился домой.
Во дворе бандиты наткнулись на мужчину, выгуливающего собаку. Его тоже хотели убить, но у преступников закончились патроны. Перезаряжать они не стали, боясь потратить драгоценные минуты. Это и оказалось их роковой ошибкой. Мужчина не растерялся. Он запомнил бандитов, их «стального коня» и его госномер. И как только они отъехали, сообщил «куда следует».
За считанные минуты все правоохранительные органы встали на уши. На место преступления прибыл Борис Николаевич Ельцин, который в то время занимал должность первого секретаря Московского горкома КПСС. Это преступление стало одним из самых резонансных и крупных за время Горбачева.
Спустя некоторое время автомобиль с преступниками остановил милицейский патруль. Бандиты открыли огонь. Завязалась перестрелка. В ней был ранен один из патрульных и водитель банды — Голубков. Игорь Книгин не стал сентиментальничать. Он добил подельника и выбросил тело по дороге. А патрульные сообщили начальству о банде. И тут же был объявлен план «Перехват».
Книгин нервничал и злился из-за того, что все пошло не по плану от слова «совсем». Поэтому он с Финеевым бросили машину, решив скрыться поодиночке. Деньги остались в автомобиле. Вскоре их обнаружили милиционеры, как, собственно, и самого Книгина. Он решил спрятаться в одной из близлежащих котельных. Сдаваться Игорь не собирался, поэтому покончил с собой.
Вскоре задержали и незадачливого Субачева. По одной версии он потерял в автомобиле документ, удостоверяющий личность — военный билет, по другой — его сдал Финеев. Затем арестовали и Валерия. Он сдал сам себя, позвонив домой Книгину. К телефону подошла мать Игоря. Она-то и рассказала милиционерам о странном звонке. Финеев поначалу пытался отпираться и стражи порядка его обманули, сказал, что арестовали Книгина. После этого Валерий во всем признался. Заодно он рассказал и о других преступлениях, совершенных вместе с Книгиным.
Суд, состоявшийся спустя год, приговорил Финеева к расстрелу, а Субачев высшей меры избежал, поскольку в ограблении играл второстепенную роль. Ему дали 10 лет.