Особенности китайского рынка
Два столетия назад китайские товары захватили европейский рынок. Особенно ценились фарфор, шелк и декоративные собачки. А словосочетание «made in China» означало качество и престиж.
И все бы хорошо, если бы не одно «но». Массовый импорт в Британию совершенно не устраивал местных торговцев. Ведь им нечего было предложить Китаю в виде экспорта. К тому же Поднебесная отличалась практически полной закрытостью для иностранных купцов. Их принимал лишь один порт — Гуандун. Всему виной — отношение правителей. Они считали себя выше всех и ни с кем не пытались поладить. А переписка императоров с иностранными правителями: «Трепеща, повинуйтесь и не выказывайте небрежения».
Ситуация с Китаем напоминала острую зубную боль и требовала срочного «медицинского» вмешательства. Вскоре добавилась еще одна проблема — Индия. Страну слонов заполонили дешевые хлопковые ткани из Америки. Поэтому выращивать там хлопок стало нерентабельно. Индия медленно скатывалась в экономический кризис.
Опиум в народ
В Индии издревле выращивали опиумный мак. А полученные из него наркотические вещества широко применялись в религиозных церемониях. Именно в опиуме британцы и увидели ту самую «палочку-выручалочку».
Первым дело была организована «Китайская внутренняя миссия». Ее представители занимались продвижением опиума среди крестьянского населения Поднебесной. Поэтому опиумные курильни стали появляться повсеместно. И их количество буквально за несколько лет увеличилось в несколько десятков раз.
На опиум подсаживались все: начиная от простой черни и заканчивая высокопоставленными чиновниками. Но самое страшное для Китая было то, что от соблазна не удержались даже профессиональные военные. Страна оказалась на пороге катастрофы.
Когда император Даогуан разобрался, что к чему, было поздно. Даже запрет на импорт опиума, подписанный еще в 1800 году, не исправил ситуации. Поскольку британцы все равно нелегально поставляли яд в Поднебесную. А те чиновники, которые пытались этому помешать, просто «случайно» погибали. К 30-м года 19-го века по всему Китаю насчитывались десятки миллионов курильщиков, тысячи заброшенных деревень и городов. А провинциальная власть погрязла в коррупции. Порядка двух сотен кораблей торговцев опиум бороздили прибрежные воды провинции Гуандун. Такое количество купцов было не случайным. Они находились в условиях жесткой конкуренции, поэтому снижали цену ради привлечения новых клиентов.
Попытка дать отпор
На роль спасателя Китая выбрали императорского ревизора Линь Цзэсюя. И в 1839 году он организовал массовый рейд по изъятию опиума. Торговые суда арестовывались вместе с иностранными торговцами. После этого подчиненные Цзэсюя более 20 дней уничтожали конфискованный опиум.
Но ревизор прекрасно понимал, к чему могут привести подобные меры, поэтому попытался договориться с торговцами. Взамен опиума он предложил торговцам чай, который так ценили и любили в Европе. Некоторые согласились и ситуация на некоторое время успокоилась.
Ревизор грамотно воспользовался минутой перемирия. Все силы он бросил на борьбу с продажными чиновниками, cвязанные с опиумной мафией. Их арестовывали, лишали должности, душили налогами. Бюрократы, конечно, ответили. Они начали жаловаться императору на «тирана», требуя отстранить его от занимаемой должности. Появилась и еще одна сила. Она выступала за изгнание всех иностранцев из Китая.
Император в критический момент растерялся. Поэтому сначала пытался угодить всем и сразу. Но, в конце концов, он отважился на «мужской» поступок — в конце 1839 года Даогуан подписал указ о закрытии Китая для всех иностранцев. Торговцев просто выселили из страны. Для Британии это стало настоящим подарком, ведь лучше повода для объявления войны придумать было сложно.
Но… оказалось, что китайская армия к тому времени уже полностью была раздавлена могучим союзником англичан — опиумом. Даже элитные маньчжурские отряды оказались небоеспособными.
Пали Гуанчжоу и Шанхай. До Пекина было рукой подать. Китай капитулировал…
Позорный мир
В 1842 году Британия и Китай подписали крайне невыгодный для последнего Нанкинский договор. В котором говорилось о полной свободе иностранных торговцев. Специально для англичан китайцы открыли 5 портов: Гуанчжоу, Нинбо, Сямынь, Фуджоу и Шанхай. Кроме этого они выплатили 21 миллион юаней серебром, разрешили им жить в стране. А Гонконг перешел под юрисдикцию Британской империи.
Вскоре ряд привилегий добились французы и американцы. Но все равно, роль первой скрипки в Китае «застолбили» за собой англичане, как «нация с наибольшим благоприятствованием для торговли».