По воде и посуху
Волоки — это сухопутные участки между реками (или рекой и озером), по которым лодки и ладьи перетаскивали, подкладывая катки из брёвен. Способ тяжёлый, но при отсутствии соединяющих реки каналов иначе передвигаться было невозможно. В литературе можно встретить красивое сравнение: если на Руси реки были дорогами, то волоки — оживлёнными перекрёстками.
Среди самых известных волоков Руси — Смоленский (между притоком Западной Двины и Днепром), Вышний Волок (между реками Цна и притоком Волги Тверцой), Нижний Волок (на реке Мста в обход Боровичских порогов), Волго-Донской, Волжский (в районе Жигулёвских гор), Волок на Ламе (между верховьями Волги и Москвой-рекой), «Яузское мытище» (между Яузой и Клязьмой). Речных путей, которые обходились бы без сухопутной части, почти не существовало.
Волоки возникали не только там, где надо было попасть из одного водоёма в другой. На порожистых реках тоже приходилось преодолевать камни и мели: или «вручную», когда судно максимально разгружалось, а потом перетаскивалось через порог или в обход, по суше. Сегодня это продолжают делать туристы-байдарочники.
Как устроен волок
В местах волоков организовывались особые поселения «волочан», которые обеспечивали перенос судов и грузов. Их работа регламентировалась, причём достаточно строго. Образец такого регламента находим в торговом договоре 1229 года — «Смоленской торговой правде». За порядок на волоке отвечал волочский тиун — специальный управляющий, который собирал с судов пошлину — мыто (отсюда, например, название «Мытищи»), а также обеспечивал на волоке защиту и быстрое прохождение. Если к волоку подходило несколько судов, то очерёдность прохода определялась по жребию. Конечно, оговорены были и случаи порчи товара: ответственность ложилась на всех волочан, которые участвовали в перевозке, даже если виновен был один.
На мелких волоках поселений не было, и корабельщики сами заботились о переходе — везли колы, лыжи или катки, по которым тащили судно. На некоторые ладьи сразу крепили деревянные полозья, учитывая, что часть пути её придётся волочь по суше.
По своим каналам…
Использование на водных путях волоков — давняя традиция, но она тормозила развитие транспорта и торговли, поэтому со временем встал вопрос о том, чтобы заменить волоки каналами. Хотя сделать это было непросто.
Ещё в 1133 году сын Ладожского посадника Иванко Павловиц попытался соединить верховье Волги с рекой Полой, притоком Ловати (протекает по Псковской и Новгородской областям). В память об этом на месте строительства был установлен Стерженский крест. В литературе можно встретить упоминание о том, что при Иване Грозном был прорыт канал между реками Сухона и Шексна (Вологодская область), но некоторые исследователи сомневаются, что он действительно существовал. Попытка соединить Волгу и Дон была предпринята при Петре I: работы по строительству канала начались в 1697 году, руководил ими немецкий инженер Бреккель. Шлюз, который он соорудил, оказался неудачным, пропускал воду, и Бреккель, опасаясь гнева Петра I, бежал. Англичанин Джон Перри, который продолжил проект, не смог его завершить: помешала начавшаяся война со Швецией.
При Петре I были и другие попытки соединить Волгу и Дон, в том числе с привлечением голландских мастеров, но все они рано или поздно приостанавливались. Неудачей поначалу закончилось и строительство Вышневолоцкой гидросистемы между Волгой и Балтикой: голландские мастера не смогли правильно сконструировать шлюзы, и суда разбивались на порогах. Проект дорабатывался уже русским гидротехником-самоучкой Михаилом Ивановичем Сердюковым.
Сто имён волоков
Система волоков со временем исчезла, но оставила удивительно прочный след в нашем языке. Огромное количество географических названий связано с некогда бывшими здесь волоками. Помимо очевидных наименований, таких как Волоколамск или Вышний Волочёк, есть ещё несколько групп «волоковых» топонимов:
• Названия типа Охта, Ухта, Вохма или Оквад (названия рек и озёр). Сочетания -ах, -ак, -ох, -ок и тому подобные пришли из финского обозначения понятия «волок».
• Названия, содержащие корень -саб или -себ, который на языке Коми означает «гора, водораздел». Такие названия, например, носят озеро Сабро, входящее в систему Селигерских озёр, или река Сабровка.
• Парные названия, например, такие как Мезенская Пижма — Печорская Пижма (реки в Коми). Обычно такие названия говорят о наличии в этом месте волока через водораздел двух рек.
• Названия, предостерегающие от ошибок или указывающие направления. Например, такие названия носят реки Обманка (Урал) или Обмен (Кировская область).
Древние волоки порой невозможно проследить по карте — системы каналов изменили водные маршруты, и места, где корабли тянули по суше, затерялись, исчезли, забылись. Но сотни рек, озёр и протоков, городов, сёл и деревень своими названиями напоминают нам, какими оживлёнными когда-то были эти перекрёстки, соединявшие магистрали больших рек.