Герцогиня Курляндская: следуя воле дяди
Дочь старшего брата Петра Великого, царя Иоанна Алексеевича, родилась в 1693 году в Московском Кремле. Её детство прошло в подмосковном Измайлово, которое в те годы оставалось островком старомосковского быта среди бурь петровских преобразований. В 1708 году семье было велено перебраться в Петербург, а ещё через год дядюшка подобрал племяннице жениха — герцога Курляндского Фридриха Вильгельма. Это был политический союз, брак по расчёту, отвечавший намерениям Петра.
В октябре 1710 года сыграли свадьбу, а в январе 1711 года молодожёны отправились в Курляндию. Но случилось непредвиденное: на первой же остановке герцог Фридрих Вильгельм умер. Как считается, от того, что накануне пытался соревноваться в пьянстве с самим Петром I. Анна было вернулась в Петербург, но дядюшка Петр Алексеевич велел ей ехать в Митаву, жить там и блюсти российские интересы.
18 лет прожила Анна на чужбине, вдали от родных, почти не имея средств к тому, чтобы вести образ жизни, достойный герцогини. Несколько раз она пыталась устроить свою судьбу, но всякий раз наталкивалась на сопротивление Петербурга. В 1726 году её мужем чуть было не стал внебрачный сын польского короля — граф Мориц Саксонский. Но из-за политических просчетов российского двора этот брак так и не состоялся. Вскоре своё место в сердце племянницы Петра занял мелкий курляндский шляхтич Эрнст Иоганн Бирон, о тёмных сторонах натуры которого впоследствии узнали российские дворяне.
«Кондиции» Анны Иоанновны: «самодержавию быть»
Возможно, Анна так и провела бы свой остаток жизни в далекой, «бусурманской» Курляндии, но в январе 1730 года умер император Пётр II. Решавшие в то время судьбу русского трона члены Верховного тайного совета вспомнили о представительнице старшей ветви дома Романовых, а заодно предприняли попытку ограничить самодержавие. Анне были присланы специальные «Кондиции», которые она, не колеблясь, подписала и отправилась в Москву.
Приехав в старую столицу России, дочь Ивана V обнаружила, что большая часть дворянства не разделяет планов «верховников». Она публично разорвала «Кондиции» и стала самодержавной императрицей.
По воспоминаниям современников, Анна Иоанновна была высокорослой женщиной с грубыми чертами лица и низким голосом. Она не отличалась красотой, однако любила наряжаться, а ещё больше — развлекаться. Её двор поражал иностранцев своей роскошью и одновременно примесью того, что в то время называли «азиатчиной». Шуты, карлики, карлицы, затевая постоянные ссоры и драки между собой, вызывали хохот императрицы.
Государственными делами Анна заниматься не желала, да и не имела к этому никаких способностей. Однако она внимательно следила за всем, что происходило вокруг неё. Чувствуя себя, по сути, барыней-помещицей, она и страной пыталась управлять, как поместьем.
Бироновщина: власть фаворита и «засилье иностранцев»
Время царствования Анны Иоанновны осталось в истории как «бироновщина». На самом деле влияние фаворита государыни в России сильно преувеличено. Ведь кроме него на политической арене того времени было немало выдающихся игроков. Вместе с курляндским шляхтичем окружение императрицы составляли Миних и Левенвольде. Уничтожив Верховный тайный совет, Анна учредила Кабинет министров. Возвысившиеся при ней личности тут же взялись за обустройство России по своему усмотрению.
По плану Миниха был восстановлен петровский Сенат, разделённый на 5 департаментов. Остерман взялся за внешнюю политику. Церковью управлял Феофан Прокопович, венчавший новую императрицу на царство. Миних обеспечил России несколько важных военных побед. Нарышкин и Мусин-Пушкин пытались наладить промышленность.
Что же касается Бирона, то он, занявшись реакционной внутренней политикой, затмил все положительные результаты правления племянницы Петра. Последняя же разрешала ему всё. Более того, постоянно боясь потерять власть, Анна приветствовала политические репрессии. Был восстановлен инструмент политического сыска — Тайная розыскных дел канцелярия. По указу императрицы были казнены и сосланы многие из князей Голицыных и Долгоруких, замучены пытками другие, менее родовитые граждане.
Обеспечив себе безопасность за счет политики запугивания, Анна Иоанновна в 1732 году переехала из Москвы в Петербург, вернув последнему статус столицы Российского государства. Предаваясь новым и новым развлечениям, в одном из которых опальный князь Голицын был объявлен придворным шутом, императрица всё больше отдалялась от участия в делах государства. Однажды во время обеда со своим верным Бироном она почувствовала недомогание и вскоре скончалась в возрасте 47 лет. Врачи решили, что это была подагра.