В музей-заповедник «Царицыно» до конца 2021 года переселилась вся коллекция музея Екатерининского корпуса Монплезира в Петергофе. Название корпуса хранит память о Екатерине II, которая жила здесь 15 лет в качестве жены наследника престола. Отсюда же в 1762 году она отправилась в Петербург, чтобы возглавить заговор против мужа, а через день вернуться в сопровождении гвардейцев уже императрицей.
Одноэтажное здание Екатерининского корпуса «в 10-ти покоях и в среднем апартамент» было построено для императрицы Елизаветы Петровны в 1747—1748 годах архитектором Ф. Б. Растрелли. Небольшой дворец, названный «Каменный корпус» и оформленный в стиле барокко, предназначался для проведения балов и приемов.
В 1785—1786 годах по «высочайшему повелению» императрицы Екатерины II первоначальная растреллиевская отделка интерьеров была изменена архитектором Дж. Кваренги, декорировавшим залы дворца в стиле классицизма. Последний этап преобразований связан с именем императора Александра I. При нем помещения дворца претерпели последние преобразования и были окончательно оформлены в стиле александровского ампира.
В этом году Екатерининский корпус закрылся на реставрацию, которая продлится до 2021 года. И все это время его коллекция будет гостить в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» в Москве. На основе коллекции подготовлена выставка «Екатерининский корпус Монплезира. Путешествие из Петергофа в Царицыно».
Какой посудой пользовались, на чем сидели и какие картины вешали на стены жители Екатерининского корпуса Монплезира? Ответы на эти вопросы — в гиде по самым красивым экспонатам выставки.
Портрет Екатерины II на коне Бриллианте
Картина датчанина Виргилиуса Эриксена была написана в память о государственном перевороте 28 июня 1762 года, который привел Екатерину II на российский престол. Императрица изображена верхом на коне по кличке Бриллиант в кафтане обер-офицера лейб-гвардии Семеновского полка со звездой и лентой ордена Андрея Первозванного. Именно в этой форме она была во время переворота.
Эриксен пользовался большим доверием императрицы. За 14 лет, что он прожил в Петербурге, им было написано более 30 портретов Екатерины, и современники отмечали, что ему удавалось изображать ее наиболее достоверно. Конкретно этот портрет императрица любила особенно, и Эриксен неоднократно повторял его, варьируя размеры и ориентацию холста.
Портрет императора Александра I
Александр I любил военных и лично заказал английскому художнику Джорджу Доу изображения русских генералов. С помощью российских портретистов Вильгельма Голике и Александра Полякова Доу создал 329 живописных портретов, составивших основу Военной галереи в Зимнем дворце. Прообразом послужил один из залов Виндзорского замка, посвященный памяти битвы при Ватерлоо.
Известно, что Доу писал портрет не каждого вояки. Условием попадания в Военную галерею было участие в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812—1814 годах в генеральском чине или получение этого звания вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях.
Самого императора Доу изобразил в вицмундире лейб-гвардии Кавалергардского полка со звездой ордена Св. Андрея Первозванного, английским орденом Подвязки, шведским орденом Меча и колодкой из семи медалей и крестов России, Австрии, Пруссии и Швеции, полученными после победы в Отечественной войне 1812 года и успеха заграничного похода 1813−1814 годов.
Известно, что Военная галерея размещалась в залах, спроектированных архитектором Карлом Росси и строившихся с июня по ноябрь 1826 года. Пожар в Зимнем дворце в декабре 1837 года уничтожил убранство Военной галереи. К счастью, ни один портрет не пострадал.
Ампирный стул
В 1817 году, в рамках подготовки к торжествам, связанным с бракосочетанием великого князя Николая Павловича с прусской принцессой Шарлоттой, было решено поменять всю мебель в Большом Петергофском дворце. Гарнитур в стиле ампир был изготовлен по чертежам архитектора Карла Росси и более ста лет был домашней мебелью для нескольких поколений императорской семьи.
Уже в 1920-е годы гарнитур был перемещена в Екатерининский корпус Монплезира. Войну он, к сожалению, не пережил. Спустя годы хранители музея обнаружили лишь два предмета — стул и кресло.
Министерский сервиз
Сервиз был изготовлен на заводе Уотерфорд (Waterford) в Ирландии в 1801 году по заказу императора Павла I. К тому времени завод уже зарекомендовал себя как производитель посуды для королевских особ: сервизами из Уотерфорда пользовались английский король Георг III, королева София Шарлотта и различные представители английского высшего света.
Сервиз был доставлен в Россию уже при Александре I — в 1803 году. А через 35 лет по распоряжению Придворной Конторы он был передан из Сервизной кладовой Зимнего дворца в Петергофское дворцовое правление. После Октябрьской революции сервиз вместе с другими предметами, представляющими исключительную художественную и музейную ценность, был передан в экспозицию Екатерининского корпуса Монплезира в Петергофе.
Гурьевский сервиз
Первоначально золоченный столовый сервиз называли просто «Русским», и во всех российских архивных документах до 1824 года включительно он записан именно так. Второе название — «Гурьевский», под которым он уже стал известен во всем мире, — сервиз получил в честь графа Дмитрия Александровича Гурьева, управляющего Кабинетом Его Императорского Величества, в ведение которого в 1802 г. был передано кураторство Императорским фарфоровым заводом.
На чашки, супницы, тарелки, вазы нанесли виды Петербурга с картин и гравюр известных российских и иностранных художников. Сцены из жизни крестьян, которыми украшен ряд фарфоровых предметов, были заимствованы у живописца Алексея Венецианова. На декорирование предметов сервиза ушло несколько килограммов золота. Сервиз использовался только в особых случаях.
Бабигонский сервиз
История этого сервиза неразрывно связана с Петергофом. Он был изготовлен по приказу Александра I в 1823—1824 годах на Императорском фарфором заводе для парадных приемов и впервые украсил праздничный стол в Большом Петергофском дворце в июне 1824-го по случаю торжеств, посвященных именинам вдовствующей императрицы Марии Федоровны, великой княжны Марии Николаевны и великой княгини Марии Павловны.
В 1853 году Николай I распорядился передать его в петергофскую сервизную кладовую как «новый богатый сервиз на 250 персон». В свою очередь Александр II передал сервиз в построенный в 1856 году «новый павильон Бабигон» (или Бельведер). Тогда и появилось название «Бабигонский».
Барельефные медальоны Толстого
На фотографии 8 из 21 барельефного медальона, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. Их изготовил русский скульптор и медальер Федор Толстой. Примечательно, что медальоны художнику никто не заказывал — он сам выступил с инициативой, получил 20 тысяч рублей от Академии художеств и работал над циклом восковых барельефов на грифельных досках больше двадцати лет — с 1814-й по 1836 годы.
Барельефы прославили Толстого на всю Европу. Медальеры Венской Академии художеств честно признавали, что ничего подобного им не доводилось видеть, а англичане предложили за барельефы большие деньги (попросив, правда, доделать еще несколько штук — про английские победы), но Толстой отказал.