Завершением образования Великого князя Александра Николаевича стали поездки по России и Европе. Из путешествия по России наследник престола вернулся в декабре 1837 года. Император Николай очень торопился отправить сына за границу. Причиной была пылкая страсть Александра к фрейлине Ольге Калиновской. Александр чуть ли ни от престола готов был отказаться, чтобы жениться на ней. Это, конечно, совсем не радовало его родителей, и они решили отправить сына на поиски невесты. Княжеские дома в Германии изобиловали молодыми девушками на выданье. Санкт-Петербургская канцелярия подготовила список потенциальных невест, Александру оставалось лишь сделать выбор.
Скандинавия
В путешествие по Европе Александр Николаевич отправился 2 мая 1838 года. Началось оно с непродолжительного посещения Швеции и Дании. В письмах к отцу наследник с осуждением писал о волнениях в Стокгольме, вызванных приговором присяжных в отношении одного газетчика «за дерзкие и неприличные сочинения против короля и правительства».
Германия
Из Дании Александр со свитой направился в Германию. Он остановился в Эмсе, куда его направили врачи, поправить немного здоровье. Оттуда Александр направился в Веймар, затем в Берлин, где его радушно встретили прусские родственники, оттуда в Мюнхен, сделав остановку на поле «битвы народов» под Лейпцигом.
Италия
Перебравшись через Тирольские Альпы, 29 сентября 1838 года Александр остановился в Вероне, находившейся тогда в составе Венециано-Ломбардского королевства под властью Австрии.
Первым местом длительного пребывания Александра Николаевича и его свиты в Италии стал комплекс аристократических вилл на юго-западной оконечности озера Комо, где наследник провел почти три недели в октябре 1838 года.
Далее путь наследника лежал в Милан, где в его честь устраивали парады, продолжавшиеся семь дней подряд. Даже в России у Александра не рябило так в глазах от мундиров, штыков, пушек, лошадей, знамен, фанфар.
Затем Александр прибыл в Венецию, где австрийские власти разместили Великого князя в тех самых апартаментах Старых Прокураций, где после Веронского конгресса жил его венценосный дядя, император Александр I.
Поздно вечером 4 декабря 1838 года Александр Николаевич прибыл в Рим и разместился в доме русского посольства на Via Bocca di Leone, 78. В Риме Цесаревич прожил месяц и был радушно принят папой Григорием XVІ. Гувернер Цесаревича, месье Жилль писал о днях, проведенных в Риме: «Со времени прибытия в Рим Государь Наследник посвящает по нескольку часов в день посещению всего достойного обозрения в этом городе, столь замечательном историческими воспоминаниями своего могущества и славы, столь богатом памятниками всех веков, столь знаменитом художественными коллекциями. Ватиканские галереи и библиотека, Капитолийский музей, частные собрания картин, несравненные образцы древнего и нового зодчества, наконец, мастерские пребывающих в Риме художников всех стран — попеременно привлекают внимание Великого Князя. Его высочество с особенной заботливостью относится к русским художникам, из которых многие приобрели заслуженную славу в этой столице. С наступлением рождественских праздников начались здесь спектакли и балы. Его высочество принимает участие в увеселениях высшего общества».
Из Рима Александр прибыл в Неаполь. Неаполитанский Двор встретил Великого князя военным парадом, балом и ночной процессией масок на Via Toledo. Цесаревич посетил Помпеи и Геркуланум, совершил восхождение на Везувий. На обратном пути он остановился на несколько дней в Риме, где для него, по приказанию папы, был иллюминован купол храма св. Петра.
1 февраля 1839 года наследник выехал из Рима в Геную. Ехали через Тоскану вдоль Тирренского побережья и вскоре прибыли во владения Сардинского короля. Утром 5 февраля «отцы Генуи» и выстроенный по приказу губернатора гарнизон торжественно встретили наследника русского престола у восточных ворот города. Утром 6 февраля Великий князь выехал из Генуи в Турин через Алессандрию. В середине следующего дня он торжественно въехал в столицу Сардинского королевства и остановился в «Hôtel de l’Europe», прямо напротив Королевского дворца. Утром 10 февраля Александр покинул Турин.
Снова Германия
Из Италии Александр приехал в Вену. Там он подпал под обаяние канцлера Меттерниха и его супруги. Вечера он проводил в их доме, в избранном обществе, предаваясь своим излюбленным светским играм.
Из Вены наследник поехал по Германии на смотр невест. Казалось, Александра совершенно не привлекали девушки, которых ему представляли. Великая княжна Ольга Николаевна Романова писала в своих воспоминаниях о брате: «Здесь я должна рассказать немного о Саше и его поездке по Германии, где он посетил Мюнхен, Штутгарт и Карлсруэ. Там, в Карлсруэ, была принцесса, подходившая ему по возрасту, которая могла бы стать его невестой. Она сидела за столом рядом с ним, и ему предоставили возможность разговаривать с ней долго и подробно. О чем же говорила она? О Гёте и о Шиллере, пока Саша, совершенно обескураженный, не отказался от этого разговора. Было взаимное разочарование, и Саша уехал».
Но в апреле 1839 года Александр неожиданно встретил будущую жену. Встреча с великим герцогом Гессен-Дармштадтским Людвигом II в официальной программе не значилась, и наследник, утомленный постоянными переездами и официальными приемами, попытался ее избежать, дабы не скучать на очередном званом ужине. Но потом он все-таки согласился на приглашение посетить театр. Там он познакомился с дочерью герцога — Марией, — которой было тогда всего 15 лет. Девушка не входила в список потенциальных невест наследника. Мария поразила Александра своей красотой, грацией и отсутствием жеманности. После представления он принял приглашение к ужину. В итоге, вместо нескольких часов, он провел в доме герцога два дня. Уезжал Александр с твердым намерением жениться на девушке.
Лондон
Покинув Марию, Александр поехал в Голландию. А в начале мая отправился в Англию с протокольным визитом на торжества по случаю 20-летия юной королевы Виктории. Наследник полагал, что это будет весьма скучное, но необходимое дипломатическое светское мероприятие. Он собирался провести в Лондоне не более полутора недель. Личная аудиенция Королевы Виктории и Великого Князя Александра Николаевича была назначена на 4 мая 1839 года.
Королева и Великий князь произвели друг на друга сильное впечатление, они много времени проводили вместе. Королева Виктория устроила Александру поистине великолепный прием: ужин в Букингемском дворце, оперное представление, проживание в Виндзорском замке, банкет, данный в его честь в Лондонской Таверне, военный парад в парке Сент-Джеймс, визит в Тауэр, посещение доков и ипподромов в Эпсоме и д’Эскоте, вручение диплома доктора права Оксфордского университета. Александр Николаевич с удовольствием провел в английской столице почти месяц, отправившись в обратный путь 30 мая 1839 года.
Возвращение
23 июня 1839 года Александр Николаевич вернулся в Петербург. Еще находясь в поездке, Александр написал своим родителям письмо с просьбой о разрешении на брак с Марией. Император с императрицей не ожидали такого выбора их сына. Мария Гессенская была ему неровней. Ходили слухи, будто она незаконнорожденная. В обществе считали, что отцом Марии является не великий князь Людвиг II, а барон Гранси, известный маршал, с которым великая княгиня Вильгельмина будто бы состояла в связи. Но Николай, все-таки, согласился на этот союз. Александра Федоровна же отказывалась благословлять брак сына. После уговоров Александра и Николая I, императрица сама отправилась в Дармштадт, чтобы познакомиться с Марией, чего еще никогда не было при династии Романовых. Согласие на брак было получено.
В сентябре 1840 года принцесса прибыла в Россию. В декабре того же года она приняла православие с именем «Мария Александровна». А в апреле 1841 года в Соборной церкви Зимнего дворца состоялось бракосочетание Александра и Марии.