Броненосец «Вянемяйнен»: в поисках приоритетной цели
Во время Великой Отечественной войны на Балтике наиболее мощными артиллерийскими кораблями противника являлись два финских броненосца «Ильмаринен» и «Вяйнемяйнен». Каждый из них нес по четыре десятидюймовых орудия главного калибра. «Ильмаринен» погиб в самом начале войны на мине с большей частью экипажа. А второй финский броненосец продолжал оставаться одной из приоритетных целей советской морской авиации. Перспективы боевого применения этого корабля были сомнительны, а вот шансы потерять со всеми военными — весьма велики. Поэтому финское командование стремилось всеми силами спрятать корабль, а советское — найти и уничтожить. И 8 июля 1944 г. советская воздушная разведка сообщила об обнаружении «Вяйнемяйнена» в Хельсинки.
Голландский «Герделанд» и его «родня»
Однако корабль, переместившийся из Хельсинки в Котку, был вовсе не «Вяйнемяйнином», а германской тяжелой плавучей батареей «Ниобе». В отечественной литературе этот корабль часто называют крейсером или крейсером ПВО, хотя по немецкой классификации он значился как плавучая зенитная батарея. Правда, начинал он военную службу действительно как бронепалубный голландский крейсер «Герделанд» и принадлежал к весьма многочисленной для голландского флота серии из шести легких крейсеров. Строились эти корабли для несения прежде всего колониальной службы и для своего водоизмещения обладали неплохим вооружением, но уже к началу Первой мировой войны, в которой Голландия не участвовала, безнадежно устарели. До Второй мировой в строю оставались лишь два из шести крейсеров и то уже как не боевые единицы — «Герделанд» в качестве учебного корабля, а «Нордбрабант, использовавшийся в качестве плавучей казармы.
«Нордбрабант» был потоплен немцами в мае 1940 г., а «Гергеланд» стал трофеем германского флота. Немцы сочли его вполне пригодным для дальнейшей службы, и было принято решение переоборудовать старый крейсер в батарею зенитных орудий. Получивший новое имя «Ниобе» корабль нес восемь 105-мм зенитных орудий, девять 40-мм зенитных пушек и четыре счетверенных 20-мм зенитных автомата и был оснащен современной системой управления огнем. При этом силуэт корабля значительно изменился, став очень похожим на силуэт броненосца «Вяйнемяйнен». При скверных условиях аэрофотосъемки с большого расстояния корабль был опознан как «Вяйнемяйнен». К тому же советской стороне ничего не было известно о появлении на Балтике «Ниобе», и вывод был сделан однозначный — противник готовится использовать «Вяйнемяйнен» для поддержки сухопутных войск у берегов Финского залива. Справедливости ради, отметим, что и финские летчики сами нередко ошибочно докладывали о «Ниобе», как о «Вяйнемяйнене».
Гибель крейсера «Ниобе»
12 июля была предпринята первая попытка уничтожить корабль противника. В атаке были задействованы тридцать пикирующих бомбардировщиков Пе-2, которые сбросили на корабль сорок пять бомб ФАБ 250 и двадцать четыре ФАБ-100, не добившись попаданий. Неудача первого поспешного удара заставила командование Балтийского флота составить детальный план повторной атаки. Штурмовикам Ил-2 предстояло подавить зенитные батареи на берегу, после чего должна была последовать атака на находившийся в порту корабль. Мелководье исключало использование авиационных торпед, поэтому основной удар должны были нанести пикирующие бомбардировщики и топмачтовики.
Топмачтовое бомбометание впервые применили в 1941 г. англичане, в 1943 г. — американцы, а в начале 1944 г. — советские летчики. При сбрасывании бомбы на большой скорости с небольшой высоты она рикошетирует от водной поверхности и способна продолжать горизонтальный полет на значительное (до 300 метров) расстояние. Достоинством данного способа является относительная точность бомбометания, способность авиабомбы поражать борт и подводную часть судна. При этом, как правило, применяются тяжелые авиабомбы, обладающие значительной разрушительной силой, чье попадание нередко приводит к гибели корабля. Недостатком топмачтового бомбометания является необходимость сближения с целью на небольшое расстояние на малой высоте (25−40 метров — высоты топа
Всего для атаки Котки были выделены 132 самолета. Удар по финскому броненосцу, зенитным батареям и инфраструктуре порта должны были нанести двадцать восемь пикирующих бомбардировщиков Пе-2, четыре топмачтовика А-20 и двадцать четыре Ил-2. Для прикрытия ударной группы от атак истребителей противника были задействованы шестнадцать Ла-5, двадцать четыре ЛаГГ-3 и тридцать Як-9 плюс девять самолетов-разведчиков.
16 июля 1944 г. в 16 ч. 51 мин первая группа штурмовиков атаковала наземные цели, подавив четыре зенитных батареи и подготовив атаку пикирующих бомбардировщиков. Уже спустя минуту на цель вышла первая волна из одиннадцати Пе-2. В результате атаки «Ниобе» получил два прямых попадания 250-килограммовыми бомбами; вышли из строя два 105 мм орудия, была нарушена система управления огнем, начались пожары. Вскоре атаку «Ниобе» начала вторая волна бомбардировщиков, добившаяся еще двух попаданий. И, наконец, в 17 ч. 00 мин. кренящийся корабль атаковали две пары топмачтовиков, каждый из которых нес по две бомбы. В ходе последнего удара в «Ниобе попало, по советским данным, три, а по немецким, две бомбы, которые добили корабль. Всего на «Ниобе» погибли 62 члена экипажа, еще 83 получили ранения из более чем 300 человек, находившихся на борту. Советские потери составили один топмачтовик, потерянный от огня наземных зенитных батарей.
Ценой потери одного самолета авиацией Балтийского флота был уничтожен крупный корабль, а также ряд береговых объектов в Котке. Сам немецкий крейсер «Ниобе» абсолютно не оправдал себя ни в военном, ни экономическом плане. Дорогостоящее длительное переоборудование корабля оказалось напрасным — он погиб практически сразу, не нанеся советской стороне никакого урона. Гибель «Ниобе» в первом же походе произвела деморализующее впечатление на военно-морское командование противника. Два месяца спустя выяснилось, что уничтоженный корабль был не «Вяйнемяйненом», а «Ниобе», что только повысило значение атаки 16 июля 1944 г. В военном отношении тяжелая батарея зенитных орудий представляла гораздо большую ценность, чем старый финский броненосец. Остов «Ниобе» пролежал на дне Котки вплоть до 1950-х годов, а затем был поднят при реконструкции порта и разделан на металл. Финский «Вяйнемяйнен» уцелел вплоть до самого конца войны, был передан СССР в качестве репараций и использовался в советском флоте после переименования в «Выборг» вплоть до 1960-х годов в качестве учебного корабля.