На юге Франции располагается знаменитая область Окситания, которая хранит в себе богатую историю. Особенно это касается эпохи Средневековья. Лангедок, Руссильон и предгорья Пиренеев повидали немало: переселения народов, войны, наплыв ересей и громкие церковные процессы. Как ни странно, именно по документам суда инквизиции 13-го и 14-го вв. историки смогли восстановить мир обычной южнофранцузской деревеньки.
В начале 14-го столетия на юге Франции бушевала катарская ересь, с которой пришлось столкнуться епископу города Памье Жаку Фурнье (1317−1326 гг.). Именно он возглавил инквизиционный трибунал, который разбирал дела еретиков, проживавших в селениях долины реки Арьеж. Будущий «Авиньонский папа» Бенедикт XII занимался допросами жителей катарских деревень и собрал приличное количество материала об их повседневной жизни. И только во второй половине 20-го века французский медиевист Эммануэль Ле Руа Ладюри обработал эту массу источников и издал книгу, в которой рассказал массу интересного о жизни «безмолвствующего большинства».
Откровенно говоря, сельский житель не мог рассчитывать на серьёзную индустрию развлечений. Да и понятия такого в те времена не существовало. Так что же было доступно простолюдину на селе?
Таверна
С этим названием обычно связывают исключительно мужское место, куда люди приходят выпить и отведать сытных блюд. Подобные представления к нам пришли из народной молвы. Но не стоит забывать, что и женщины не обходили подобные заведения стороной. Владельцы средневековой таверны — как правило, семейная пара или одинокая, но очень предприимчивая дама.
Таверна в сельской местности напоминала небольшую торговую точку, куда могли зайти несколько человек, чтобы пропустить пару стаканчиков. Юг Франции — регион винный. Распространение вина являлось главной задачей любого кабака или таверны. Держатель заведения обычно завозил бочки с вином своим односельчанам, которые могли позволить себе подобное удовольствие. По крайней мере, так было в деревне Монтайю в начале 14-го столетия.
Вся жизнь кипела в населённых пунктах покрупнее: большие сёла, города, торговые центры. Там-то как раз и находились просторные питейные заведения с общими залами. Девушки знакомились с юношами, мужчины — с женщинами. Они обменивались последними новостями, слухами и домыслами. Часто это были истории о публичных казнях, любовных делах или небылицы. Человек искал отдушину в общении. И масса народа просто бродила от таверны к таверне, коллекционируя сплетни. Туда захаживали и еретики в поисках паствы.
Месса
По-настоящему массовое мероприятие, которое охватывает всё население округи. Она проходит в каждом приходе: это место встреч и исполнения религиозных обязанностей. Благой акт, который можно было совместить с общением или каким-нибудь предприятием. Она сводила людей намного крепче, чем лихая гулянка в таверне или на ярмарке. На мессах простолюдины могли открыть для себя много нового и услышать мысли какого-нибудь вольнодумца, что захотел поведать труженикам полей о верном учении или рассказать пару захватывающих историй, которые могли впечатлить малограмотных крестьян. Во время мессы могли даже происходить стычки, облавы и заговоры.
Подобные виды социализации через популярные места и еженедельные мероприятия играли важную роль в жизни южнофранцузских крестьян. Конечно же, мы можем обращать внимание на религиозные праздники, свадьбы и похоронные процессии, но они будут отражать лишь часть повседневного досуга простого человека. Очевидно, что игры и танцы по «красным дням» календаря случались довольно часто. Но всё-таки главным развлечением среди деревенского населения было общение в местах скопления народа.