Первый ход — ошибка
Ахметжан Ходжабаевич Колпакбаев и Александр Геннадиевич Мельников в 1981 году являлись рядовыми срочной службы в 248-й мотострелковой дивизии Уральского военного округа. В середине декабря они решили, что пришла пора менять жизнь. Колпакбаев грезил Америкой и мечтал перебраться за океан. Трудно сказать, действительно ли о звездно-полосатом будущем мечтал Мельников, поскольку в преступном тандеме у него была роль ведомого. Скорее всего, он просто не смог противостоять более сильному во всех смыслах боевому товарищу. Дуэт Колпакбаев-Мельников схож с дуэтом Пирогов-Барсов. В обоих случаях лидеры сломали психологическое сопротивление товарищей ради достижения намеченной цели.
Ахметжан и Александр (он, к слову, до армии уже был судим за кражу) покинули пост 16 декабря, взяв с собой два автомата Калашникова и патроны. Они направились в школу № 12, расположенную на окраине Сарапула (тогда — Удмуртская АССР), неподалеку от воинской части. Дезертиры знали, что в 10 «А» учится сын командира части, поэтому и решили взять в заложники весь класс. Колпакбаев был уверен, что отец ради спасения жизни своего ребенка пойдет на все и выдаст им «счастливый билет» в США.
Но все сразу пошло не по плану. По какой-то причине дезертиры, которые превратились в террористов, добрались до школы уже ближе к окончанию учебного дня. В дом знаний они вошли без проблем, поскольку военные в нем являлись постоянными гостями. К тому же, Колпакбаев заявил, что в части пропали боеприпасы и есть подозрение, что украли их десятиклассники. А раз так, нужно проверить. У дежурного учителя не было ни малейшего повода не поверить солдатам, веса которым добавляли автоматы.
Но террористы просчитались. На момент их появления в школе остался лишь один десятый класс — «В», который находился на уроке биологии. Остальные старшеклассники уже разошлись по домам. И здесь Колпакбаев допустил ошибку. Вместо того, чтобы отказаться от задуманного, он решил идти до конца. Согласился, конечно, и Мельников.
Террористы вошли в класс, где шел урок биологии и поведали учителю свою легенду. Но Людмила Верховцева попросила их подождать до конца урока. Мужчины согласились. Как только прозвенел звонок, Верховцева отправилась к директору школы, а Колпакбаев и Мельников вошли в класс и заперли дверь. Затем, угрожая школьникам автоматами, они потребовали, чтобы те занавесили окна. Как только это было сделано в дверь постучал директор школы. Но Колпакбаев тут же нажал на спусковой крючок, дав очередь в стену. После этого он сообщил, что десятиклассники взяты в заложники. Затем террористы написали свои требования и отправили одного из учеников с этим посланием к директору.
Начальник Сарапульского горотделения КГБ капитан Владимир Викторович Орехов сначала не поверил, когда ему сообщили о захвате заложников в школе № 12. Но вскоре Орехову пришлось пересмотреть точку зрения, в городе действительно произошло ЧП.
По воспоминаниям участников событий, поначалу стражи порядка много суетились и толком не понимали, как и что нужно делать в первую очередь. Никто из них даже представить не мог, что придется столкнуться с подобной ситуацией в реальной жизни. Но суета первых минут вскоре уступила место профессионализму. К школе подъехали пожарные, была развернута станция переливания крови. А сам дом знаний был оцеплен. К тому времени к нему начали стягиваться люди: родители, родственники и друзья учеников и педагогов, просто любопытные и неравнодушные граждане.
Сами заложники впоследствии вспоминали, что им было не страшно. Они видели в окна, что за короткое время к ним на помощь пришел чуть ли не весь город. А вот террористов такой расклад наоборот только пугал и заставлял нервничать. И чтобы отвлечься, Колпакбаев раскрыл классный журнал и принялся знакомиться с учениками. А потом он рассказал им о причине своего поступка. Особое внимание он уделил радиостанции «Голос Америки», которая и вдохновила его захват заложников. Мельников почти все время молчал и сильно нервничал.
«Гудбай, Америка»
Шло время, школьники захотели в туалет. Террористы, оценив ситуацию, согласились выпускать по очереди небольшими группами. Едва первые заложники — две девчонки — покинули класс, их встретили сотрудники КГБ. Расспросили о преступниках, а затем попросили вернуться обратно. Уговаривать их не пришлось, школьницы и сами не хотели бросать одноклассников в беде. Затем класс под тем же предлогом покинул и Колпакбаев. Сотрудники КГБ сначала хотели его взять, но передумали, поскольку риск был слишком велик. Затем было решено покормить детей, террористы не возражали.
Альберт Хакимов, один из заложников, вспоминал: «Мы выскакивали в коридор, и нам на ходу буквально запихивали в рот булочки и поили кофе, а потом нас быстро опрашивали в учительской, где был развернут штаб». Не отказались от еды и преступники.
И на протяжении всего этого времени террористов тщательно обрабатывали. В класс периодически заходил Владимир Орехов, а по громкой связи с Колпакбаевым и Мельниковым вел переговоры Председатель КГБ Удмуртской АССР Борис Петрович Соловьев. Совместными усилиями им удалось добиться освобождения девочек. Орехов пошел на хитрость. Владимир Викторович вспоминал: «А я все это время под дверью стою, и, в конце концов, говорю Ахмеду — как-то не по-мужски через дверь говорить. Он — заходи. Я зашел, а он сразу автомат вскинул. Я ему говорю — ты же видишь, я без оружия. Он немного успокоился, хотя все равно был настороженным, и мы начали разговаривать. Ахмед говорит — давайте нам автобус, сейчас мы детей погрузим и полетим в Америку. Я говорю — если ты прилетишь в Америку с детьми, да с автоматом, там тебя сразу в наручники и в тюрьму. Ты должен приехать туда как гражданин с международным паспортом. И он согласился».
Интересно вот что: террористам действительно сделали необходимые документы. А перед этим им выдали для заполнения различные анкеты. Таким образом стражи порядка выиграли еще несколько часов. Вечером Колпакбаев отпустил почти всех девочек, оставив лишь троих «на всякий случай». А вскоре в классе остались лишь одни мальчишки. К утру документы были готовы. Орехов вновь вошел в класс и сообщил: «Отпускайте парней, а я сейчас принесу паспорта, и они — поверили».
Вместе со школьниками класс покинул и сам Владимир Викторович. И как только дверь за ними закрылась, террористы поняли, что их перехитрили, ведь они остались без прикрытия. Теперь уже оставалось дело за бойцами «Альфы». Террористы были полностью деморализованы, поэтому командир подразделения Зайцев заявил: «Мы возьмем их без крови».
Операция прошла молниеносно. Мельников сам выбросил автомат, а Колпакбаев успел лишь его вскинуть. Через пару секунд террористы уже лежали на полу… Буквально через час в школе уже ничего не напоминало о ЧП. Технички быстро навели порядок, в этот же день возобновились и занятия.
Колпакбаева и Мельникова судили в Свердловске. Первому дали тринадцать лет, второму — восемь.