В начале 20-го века был подготовлен проект организации движения в Москве скоростных электрических вагонов (своеобразное надземное метро) по специальным эстакадам. По плану, такая эстакада должна была появиться и на Красной площади. Но городские власти не рискнули реализовать на практике столь смелый проект.
Линия электрического трамвая появилась на Красной площади летом 1909 года. Давая разрешение на прокладку рельсов и проводов, власти города в первую очередь руководствовались практическими соображениями. Ведь в центре огромного города имелось не так много мест для организации движения общественного транспорта. Но немедленно вспыхнул скандал.
Против движения трамваев на Красной площади резко выступили многие деятели культуры. От имени Императорского археологического общества в городскую управу было направлено письмо. Авторы негодовали, что «вид на памятник Минину и Пожарскому, на собор Василия Блаженного, на Спасские ворота и Кремль прорезывается кривыми линиями проводов и загораживается столбами», а далее требовали сообщить «кто разрешил такое вопиющее искажение замечательного памятника Москвы и всего русского народа».
Скандал дошёл до Санкт-Петербурга. Из столицы последовало повеление «разобраться». Градоначальнику Москвы Александру Адрианову пришлось созвать специальное совещание, посвящённое судьбе трамвая на Красной площади. Представители интеллигенции, включая художника Виктора Васнецова и архитектора Фёдора Шехтеля, выступали резко против. Но городской голова Николай Гучков убедил собравшихся не спешить с решением о демонтаже линии.
Дело приняло неожиданный оборот, когда в защиту движения трамвая по Красной площади выступили коммерсанты. Владельцы лавок и магазинов из Торговых рядов составили своё ходатайство. Они уверяли, что после ликвидации рельсов вся торговля «совершенно придёт в упадок и разорит не одну сотню лиц». И добавляли любопытный аргумент: после исчезновения трамвая «те исторические памятники, которые нам так дороги, будут стоять в пустыре».
После долгих споров специальная комиссия приняла компромиссное решение: линию электрических трамваев на Красной площади оставили, но перенесли к самой кремлёвской стене.
Второй раз вопрос о ликвидации трамвайного движения по Красной площади остро встал в 1924 году. Большевики начали строительство Мавзолея для скончавшегося Владимира Ленина. Многие спрашивали: хорошо ли, что у самых стен усыпальницы «вождя мирового пролетариата», то есть там, куда все приходят скорбеть и где должна царить тишина, будут грохотать вагоны трамвая? Но в итоге рельсы разбирать не стали.
В 1930 году движение трамваев по Красной площади всё-таки прекратилось. Но не потому, что новые власти переживали за эстетику. Красная площадь была нужна для грандиозных парадов. Поэтому в сторону перенесли даже памятник Минину и Пожарскому. А вдоль кремлёвской стены устроили некрополь с могилами видных большевиков. В этих обстоятельствах трамваи оказались совершенно не уместны.