Женщина Викторианской эпохи должна была оставаться где-то посередине во всём: ей надлежало обладать фигурой не плоской, но и не слишком пышной; не хмуриться и не хандрить, но и не смеяться слишком громко и не улыбаться во все 32 зуба; поддерживать умеренно-бледный цвет лица, но ни в коем случае не заливаться здоровым румянцем и знать меру с белилами. На какие только жертвы ни шли викторианские дамы ради поддержания красоты…
Идеал викторианской красоты можно видеть на картинах прерафаэлитов: бледная кожа, длинные густые волосы, изящество форм и линий. Но, увы, не всем суждено было уродиться утончёнными музами. Настоящая красавица, по мнению викторианцев, должна была обладать определёнными параметрами.
Бледная кожа — идеал красоты
Леди, желавшая прослыть красоткой, стремилась всеми доступными средствами выглядеть, примерно как больная чахоткой: бледная кожа с невидимыми порами, еле-еле заметный румянец, огромные глаза на фоне слегка впалых щёк. С любыми «несовершенствами» вроде веснушек или мелких прыщиков надлежало бороться беспощадно лимонным соком или более тяжёлой артиллерией — карболовой кислотой.
Чтобы добиться ровного цвета лица и при этом сделать кожу бархатистой, а поры крошечными, предлагалось покрывать лицо раствором опиума на ночь, а по утрам сбрызгивать его настойкой аммиака. От преждевременных морщин спасались, накладывая на лицо куски сырого мяса. Женщинам с редкими бровями и ресницами советовали смазывать их средствами на основе ртути. Всё это, по мнению экспертов красоты, должно было создать впечатление естественной прелести, практически недостижимого идеала молодости и природного очарования.
Краситься ярко считалось непристойным. Женщины, чей макияж можно было заметить издалека, относились либо к представительницам известной профессии, либо же к стареющим кокеткам, отчаянно пытавшимся остановить увядание. В арсенале средств, которыми викторианские красавицы пользовались ежедневно, непременно присутствовала аммиачная настойка, белила на основе свинца, пудра из крахмала и талька. Помада была опциональна, розово-красные оттенки могли использовать для губ и щёк. Тенями для век практически не пользовались, однако красоту глаз подчёркивали ухоженными бровями и ресницами. Те, кого природа не наделила тёмными и густыми, подрисовывали их карандашом, а после наносили вазелин или масло.
Ленточный червь — лучше диет
Самой привлекательной считалась женщина совсем слегка в теле, но только в нужных местах — груди и бёдрах. Талия при этом должна была оставаться невероятно тонкой. Достичь таких нереальных пропорций помогали всевозможные уловки вроде утягивающих корсетов и турнюра.
Модные пособия советовали молодым девушкам, как и что следует есть, чтобы не быть слишком худой или полной. «Бывает, девочка питается картошкой, солениями, супами и крепким чаем, а также пирогами, тортами, пирожными и острыми приправами. В результате уже к 20 годам глаза её тускнеют, зубы желтеют, дёсны становятся бледными, губы серыми, тело дряблым, а кожа — грубой». В качестве спасения авторы заметки рекомендуют девушкам налегать на беладонну. Слишком худым советуют включать в рацион молоко, яйца, хлеб и фрукты, при этом как можно больше времени проводить в горизонтальном положении, то есть лежать.
Вообще же главным страхом викторианской модницы было чрезмерно растолстеть. Когда ни беладонна, ни мышьяк, ни опиум, ни его производные уже не действовали, некоторые решались на отчаянную меру — выращивать внутри ленточного червя. Пилюли, содержавшие яйца червя, можно было купить в аптеке. Таблетку глотали и ждали, пока червь вылупится и поселится в кишечнике, после чего начнёт пожирать большую часть того, что попадает в пищевод. Самым сложным было после избавиться от этого червя. В той же аптеке продавалась другая таблетка, убивающая «чужого», однако она не всегда работала. В качестве альтернативы предлагалось сесть с открытым ртом над миской с молоком и ждать, пока он сам выползет.
Не приветствовалось чрезмерное употребление алкогольных напитков дамами. Авторы статьи 1893 года о женской красоте утверждали, что однажды леди обратилась к доктору с проблемой покрасневшего носа. По её словам, каждый вечер она принимала тройной виски с водой. «Перестаньте добавлять воду, и ваш нос скоро станет лиловым», — ответил доктор.
Прогулки на свежем воздухе, обливания дождевой водой (если дама живёт в Лондоне, её советовали фильтровать) и умеренные упражнения — таков был викторианский рецепт здорового тела и духа. С физической нагрузкой тем не менее ни в коем случае не стоило переусердствовать, потому как итогом могли стать «выпуклые суставы». Настоящая леди должна была также уметь элегантно и грациозно передвигаться, с прямой спиной и ровной походкой. «Большинство женщин несутся, напрягая каждую мышцу в теле, рассекая пространство, как корабль в шторм», — сетовали авторы всё той же статьи. Мыться полагалось примерно раз в месяц или в две недели. В остальное время дамы пользовались губкой, смоченной в воде с добавлением уксуса. Для промывания волос предназначались аммиак и луковый сок.
Изысканные манеры — обязательное условие
Очень важным пунктом в восприятии образа викторианской барышни было её поведение. Девушке полагалось быть всегда приветливой, улыбчивой, милой и довольной жизнью: «Весёлые и радостные смогут надолго сохранить свежую и приятную наружность, несмотря на все невзгоды и печали». Унылым и грустным пророчили скорую старость, морщины и отвратительную наружность.
Замужним дамам полагалось всегда пребывать в хорошем настроении в присутствии супруга, обязательно выслушивать всё, что он говорит, ни в коем случае не спорить и не упрекать. Обязанности по ведению дома также целиком лежали на женщине: уборка, готовка (в богатых семьях это выполняли слуги, но контролировала хозяйка), воспитание и благополучие детей. Самым серьёзным грехом для замужней дамы считалась ворчливость. Даже если недовольство так и переполняло леди, показывать его было нельзя ни в коем случае. Неудивительно, что, сдерживая эмоции и не имея возможности выплеснуть агрессию, многие дамы страдали от хандры и «истерии» — настоящей чумы викторианской эпохи.