Создание логотипа телекомпании ВИD овеяно легендами, что для телевидения 1990-х — нормальное явление. Многое делалось «на коленке», а идеи были коллективными. Про один из самых жутких телелоготипов доподлинно известно следующее.
Авторы и создатели телекомпании решили пойти наперекор телевизионной моде. Несмотря на повальное увлечение компьютерной графикой, «видовцы» решили за основу логотипа взять некий символ-артефакт, что-то аналоговое. Для поиска вдохновения телевизионщики отправились в Государственный музей искусств народов Востока — сказалось тотальное увлечение культурой региона.
В музее была обнаружена керамическая маска в виде головы философа Хоу Сяна (англ. Guo Xiang) с трехлапой жабой. Однако музей наложил вето на использование оригинального образа в качестве логотипа. Да и уши у философа были не телегеничными.
В результате древний артефакт повстречался с новейшими технологиями: голова была слегка изменена с применением компьютерной графики и получила название «маска ВИD», ведь на экране она стала двумерной.
Логотип телекомпании получился довольно жутким. Во-первых, изображение было похоже на лицо покойного. Во-вторых, из-за низкого качества жаба вообще не считывалась — её принимали за странный нарост. Кроме того, заставка сопровождалась довольно специфической музыкальной композицией, созданной композитором Владимиром Рацкевичем.
Первая версия заставки начиналась с того, что на бело-сером фоне появлялась чёрная черта, напоминавшая бильярдный кий. Вибрируя, она двигалась вправо, при этом звучало нечто, схожее с оружейными выстрелами или работой отбойного молотка. Затем на экране появлялся небольшой шар серого цвета, который, прокатившись по чёрной черте, падал вниз. По кругам, появившимся после падения, можно предположить, что шар оказался в воде. Тут же экран затемнялся, и из ниоткуда появлялась «маска ВИDа».
Надо сказать, что жутковатый образ нового логотипа сразу вызвал волну возмущения. Но несмотря ни на что, маску не меняли. Более того, над ней открыто «прикалывались» уже и в 1990-е.
Волну мемов над заставкой запустили сами телевизионщики. Так, появился новогодний логотип «С новым ВИDом».
«Я снимаю» — команда оператора, стала основой для игры с логотипом ВИDа: снимали простынь, а предупреждали о жутковатом зрелище. Ход сохранился в еще более тревожном и страшном мультипликационном ролике.
Не остался в стороне и король поп-эстрады Филипп Киркоров. В его песне «Атлантида» есть такая строчка: «Ты исчезла из вида». В клипе она была проиллюстрирована заставкой телекомпании ВИD.
Наверное, самая пугающая версия и без того тревожной заставки телекомпании ВИD принадлежит Леониду Ярмольнику. Она была создана для его программы «L клуб».
Заставка буквально оживала благодаря тому, что её заменяло стилизованное лицо Ярмольника. Внезапность этого эффекта испугала в свое время очень многих зрителей.
Были и более мирные телеинтерпретации заставки. В 1992 году программа Игоря Угольникова «Оба-на!..» начиналась со слов «ВИD, ВИD… Ничего не видно по вашему ВИDу!»
В 2009 году заставку вспомнили интернет-пользователи, и она стала новым мемом. Термин «мем» впервые употребил Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген» в 1976 году. Этим словом он обозначает единицу культурной информации, способную «размножаться». И действительно, мемы со скоростью света распространяются в виртуальном пространстве. Сегодня мем — это некий шаблон, способный стать основой для новой шутки. Чем больше вариантов — тем выше жизнеспособность мема. Прежде всего интернет-аудитория вспоминает заставку ВИDа как главный страх своего детства.
Кто-то увидел параллель между жабой на голове философа с гипножабой из мультсериала «Футурама».
Есть и хоррор-версия «ВИD из окна».
Не обошлось и без аллюзий на власть.
Скример — разновидность флеш-анимации с неожиданным «шок-эффектом». Первые скримеры появились в виде флеш-версий игр на внимательность. Пользователю предлагалось найти на картинке лишний элемент, а, когда он начинал вглядываться в изображение, внезапно появлялось какое-нибудь страшное лицо. Этот эффект знаком многим по игрушке «чёрт из табакерки».
В телевизионной версии примером скримера может быть ожившая маска ВИDа c Ярмольником.
Авторы интернет-видео сделали обычную заставку телекомпании, обработанную и дополненную различными эффектами элементами различных скримеров:
Мем напоминает, что интернет-пространство — виртуальный мир, где все представленное является лишь двоичным кодом, набором нулей и единиц. Изображение нельзя убить — оно бессмертно, но изменить его до неузнаваемости можно очень легко. Отсюда и культ мемов — визуальных анекдотов, подрывающих саму суть информационного постиндустриального общества.