На рубеже 19−20 веков архитектура и живопись требовали новых художественных решений. Бельгийский архитектор Анри ван де Велде, переехав в Германию, основал «Экспериментальные художественно-промышленные мастерские» и Саксонско-Веймарское училище художественных ремёсел. Это должно было способствовать выработке новых стилей в искусстве модерна.
Деятельность ван де Велде вдохновила немецкого архитектора Вальтера Гропиуса. В 1919 году он основал в Веймаре Баухуас — Государственную высшую школу строительства и формообразования. До этого Гропиус уже преуспел как частный архитектор.
«Мы образуем новую гильдию ремесленников без классовых различий, которые воздвигли бы непреодолимую стену между ремесленниками и художниками», — такой лозунг Гропиуса прозвучал в манифесте Баухауса (1919). Во имя постройки здания — «кристального символа новой, грядущей веры» — немецкий художник настаивал на объединении разных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи. Только единство всех частей позволит достичь совершенства — Gesamtkunstwerk.
В формировании образовательной программы принимал участие и Отто Бартнинг — известный архитектор и теоретик немецкого функционализма.
«Искусству учить нельзя, но ремеслу можно»
Учебная программа была лишена узкой специализации. Образовательный курс содержал разные дисциплины — как теоретические, так и прикладные, а преподавателями выступали как ремесленники, так и художники. Главная цель — воспитать в студентах способность к «истинному формотворчеству». Уникальность архитектора нового времени заключалась в умении работать с разными видами искусства и при этом не останавливаться ни на одном из них.
Программа была поделена на семестры. Первый помимо обучения рисунку, шрифтам, изучения материалов включал гимнастику и танец. Далее студенты углублялись в само строительство и инженерное проектирование, происходило деление по специализациям. В четвёртом семестре — практика в творческих мастерских, где студенты работали с различными материалами: камнем, металлом, глиной, стеклом, краской, текстилем.
В числе преподавателей были известные теоретики искусства, архитекторы и художники из разных стран, в частности Герберт Байер, Джозеф Альберс, Леонель Феймингер, Тео ван Дусбург. Сильное влияние оказали также швейцарский художник Иоханнес Иттен и немецкий художник Пауль Клее.
Одним из преподавателей был Василий Кандинский. Его занятия входили в базовый курс дизайна: студенты развивали чувство цвета в архитектуре.
Периоды существования Баухауса
До 1925 года школа находилась в Веймаре, а должность директора занимал Вальтер Гропиус. Однако консервативно настроенное общество немецкой провинции было раздражено соседством с прогрессивной молодёжью, которая не стеснялась устраивать бурные вечеринки, чуть ли не голышом разгуливать по Веймару и в целом вести эпатажный образ жизни. Школу лишили финансирования и потребовали оставить Веймар. Так Баухаус переехал в Дессау, где продержался до 1932 года.
Через несколько лет после переезда пост директора занял швейцарский архитектор Ханнес Майер. Он, вдохновлённый идеями марксизма, распространял идеи социализма среди студентов. Через два года в школе он с группой студентов решил отправиться в СССР. «Я еду в СССР, чтобы работать там, где формируется настоящая пролетарская культура, … и уже существует общество, за которое мы боролись при капитализме», — писал Майер. Архитектор с командой студентов работал над достаточно крупными проектами: например, станция метро «Аэропорт» в Москве, новый градостроительный план столицы, «соцгород Магнитогорск», генплан развития Биробиджана. Но не все проекты были реализованы. В 1936 году Ханнес Майер уехал из СССР навсегда, а некоторые баухаусцы были репрессированы.
Национал-социалисты, пришедшие к власти в Германии, объявили школу рассадником культурбольшевизма. Баухаус попытались спасти и перенесли в Берлин в 1932 году. Однако это не помогло. Школу закрыли в 1933-м.
Многим студентам и преподавателям пришлось бежать из Германии. Спастись удалось не всем. Были, однако, и те студенты, кто принял решение поддерживать новый режим — они, в частности, участвовали в строительства концентрационных лагерей. Например, Фриц Эртль, пришедший на службу в СС, спроектировал бараки и газовые камеры Аушвица.
Те, кто успел эмигрировать из Германии, сохранили методику преподавания. Творческие решения Баухауса продолжали распространяться по миру. Так, венгерский художник Ласло Мохой-Надь уехал в США, где стал директором Чикагского института дизайна.
«Меньше значит больше»
В Баухаусе были разработаны уникальные стили и творческие решения. Основа методов — это избавление от декора и украшений. Архитектурные сооружения, предметы интерьера, полотна — всё должно быть без излишеств. Форма отвечает функции. Именно синтез искусств и минимализм, по мнению членов Баухауса, помогают достичь совершенства.
Стиль и концепцию Баухауса отражают постройки, в которых он располагался. В Дессау Вальтер Гропиус сам спроектировал здание школы. Этот проект должен был воплотить дух учебного заведения, обеспечить помещениям функциональность как для занятий, так и для досуга. Постройка включала мастерские, студии, общежитие.
Известные проекты
Один из преподавателей школы швейцарский художник Иоханнес Иттен разработал собственную систему цветов. Она давала представления об оттенках, их сочетаемости, о семи типах контрастов. Именно правильное расположение цветов в композиции способно создать нужный эффект, потому что человеческий глаз лучше чувствует цвета именно в сравнении. Каждый оттенок воспринимается зрителем субъективно, через призму личных ассоциаций.
Марсель Брёйер — немецкий и американский архитектор и дизайнер, который учился в Баухаусе, а впоследствии стал его преподавателем. В мебельной мастерской школы, которую он возглавлял, дизайнер конструировал мебель. Знаменитый стул «Василий» был создан им в 1925 году. По легенде, Брёйер назвал своё творение в честь художника Василия Кандинского.
Стул был сделан из согнутых металлических трубок и натянутой между ними ткани. Вдохновение Брёйер нашёл в самой обыденной вещи — металлической рамке собственного велосипеда.
Студенты, уехавшие из Германии в Палестину, строили там жилые кварталы. Один из самых известных проектов — так называемый Белый город в Тель-Авиве. В 2003 году квартал попал в список наследия ЮНЕСКО. Особенности возведённого Белого города — плоские крыши, чёткая геометрия, закруглённые балконы. Внешний вид построек был напрямую связан с их функциональностью: белый цвет зданий отражал солнечные лучи, множество балконов и окон обеспечивало свободную циркуляцию воздуха.
Хаус ам Хорн — экспериментальный дом, придуманный Георгом Мухе, преподавателем Баухауса, для выставки в 1923 году. Постройка должна была продемонстрировать достижения школой симбиоза искусств. Сам дом состоял из просторной гостиной, 4 спален, уборной, столовой, кладовой и кухни. Вальтер Гропиус говорил о проекте так: «Максимальный комфорт при максимальной экономии, максимальное качество исполнения и оптимальное пространственное решение за счёт выбора форм, размеров и планировки».
Все компоненты были изготовлены в мастерских Баухауса. Отдельное внимание уделялось планировке кухни. «Это была первая в Германии кухня, где нижние шкафы были отделены от верхних, повешенных на стенах, между ними находилась единая рабочая поверхность с основным пространством у окна и посреди кухонного помещения не было стола», — впечатления Генриха Кёнига, знакомого Брёйера. Такая организация кухонного пространства была функциональной, при этом удобной и достаточно компактной.