Лернейская гидра
В греческой мифологии змееподобное чудовище. Оно имело огромное змеиное туловище и девять голов дракона, одна из которых была бессмертной. Дыхание гидры отравляло воду и сжигало посевы; даже когда она спала, ядовитый воздух вокруг нее был смертелен для людей. Но самым ужасным в этой твари было то, что стоило отрубить ей одну голову, как на ее месте вырастали две новые.
Очистить землю Арголиды от этого чудовища царь Эврисфей поручил Гераклу. Он отправился в Лерну на колеснице, которой правил его друг Иолай. Геракл, пуская в Гидру горящие стрелы, заставил её выползти из болота. Холодным, скользким хвостом она обвила левую ногу Геракла, и все девять голов зашипели вокруг него.
Герой вынул меч и стал рубить одну за другой страшные головы гидры. Но на месте каждой сбитой головы вырастали две другие, ещё злее, ещё страшнее. К тому же на помощь гидре вылез из болота огромный рак и вцепился в другую ногу Геракла. В это время Иолай поджег рощу и горящими стволами деревьев стал прижигать Гидре те места, откуда слетали головы. Наконец Геракл добрался до бессмертной головы, срубил ее, зарыл глубоко в землю, а сверху придавил это место тяжелейшим камнем. Так в нелегком бою Геракл совершил свой второй подвиг.
Сцилла и Харибда
В древнегреческой мифологии два чудовища, обитавшие по обеим сторонам узкого морского пролива между Италией и Сицилией и губившие проплывавших мореплавателей. Располагались они так близко друг от друга, что, пытаясь уклониться от одного чудовища, моряки невольно попадали в пасть другому.
Сцилла обитала в пещере на недосягаемой высоте. 12 лап, 6 голов, пасти с зубами в три ряда, одним словом, то еще чудище. Эта зверюга выла страшным голосом, ловила в море всех кто попадется — от дельфинов до моряков. Разинув все пасти, разом захватывала с проходящих кораблей по шесть человек. Харибда считается дочерью Посейдона. Она была красива и умна. Однако самый главный бог с горы Олимп на нее затаил обиду и в один прекрасный момент превратил ее в кошмарное создание. Харибда нашла себе пристанище под смоковницей и питалась водой. Трижды в день заглатывала она воду вместе со всем, что в ней находится, а обратно изливала лишь мертвую воду. Целые корабли проваливались в ее бездонное брюхо.
Как-то раз Одиссей с товарищами вынужден был плыть на корабле между Сциллой и Харибдой. Оценив ситуацию, он решил, что лучше пройти мимо Сциллы, которая может схватить только шесть человек, в то время как Харибда утопит всю команду без остатка. Поступив таким образом, Одиссей спас остальных членов команды и спасся сам. Так гласит легенда. Или примерно так. Отсюда выражение «находиться между Сциллой и Харибдой» — подвергаться опасности с обеих сторон.
Медуза Горгона
Сёстры Медуза, Эвриала и Сено были красавицами, а две последние к тому же и бессмертны. Однажды Посейдон соблазнил Медузу в храме Афины. Мстительная богиня разгневалась на Медузу и превратила ее в крылатое чудовище со змеями вместо волос и жуткими глазами. При взгляде на ее лицо всякий каменел от ужаса и омерзения. Афина превратила в монстров и ее ни в чем не повинных сестер.
Мало кому удавалось справиться с чудовищем по имени Медуза Горгона. Убить монстра было поручено Персею. Справиться с Медузой герою помогли боги — Афина и Гермес. По их совету перед тем, как отправиться в бой, он посетил вещих старух — сестёр грай. Они показали Персею путь к Горгоне.
Во время поединка Медуза была беременна от Посейдона. Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней всё живое. Легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились кораллы.
Афина дала Асклепию кровь, вытекшую из жил Медузы. Кровь, которая текла из левой части, несла смерть, а из правой — использовалась Асклепием для спасения людей.
Циклопы
«Круглоглазые» — по Гомеру — целый народ, чья жизнь подробно описана в «Одисее». Народ этот, согласно древнегреческой мифологии, произошёл от трёх циклопов-великанов, которые сразу же после рождения были связаны жестоким отцом и брошены в Тартар. Циклопы были освобождены только в разгар титаномахии. В этой войне циклопы стали канонирами Зевса — ковали и подносили ему перуны, которыми Громовержец поражал титанов.
Вырезать всех сицилийских одноглазых великанов решился Аполлон после того, как они выковали смертоносный перун, которым Зевс убил его сына Асклепия. Так закончилась история могучего и прославленного народа «круглоглазых».
Химера
Одно из вселяющих ужас существ в греческой мифологии — химера, или «молодая коза», которой от козы, собственно, досталось только брюхо. Каноническое описание, данное химере Гомером в «Илиаде», гласит: голова и шея у чудовища от льва, вместо хвоста — змея, а главное умение, которым наградил химеру мифологический отец Тифон, — извергать пламя изо рта.
Ещё более странный образ химеры преподносит Гесиод, наделяя мифическое существо третьей головой: одна, как уже известно, львиная, вторая — вместо хвоста — змеиная, а третья собственно козья. Однако Гесиод, не сумевший, видимо, найти другого места для третьей головы, разместил её прямо в середине туловища. Именно так и выглядит химера на знаменитом бронзовом изваянии из Ареццо.
Исследователи сошлись во мнении, что Химера — это и есть некая метафора. Её реальное существование всё-таки подвергли серьёзным сомнениям, поэтому со временем понятие «химера» стало использоваться для обозначения ложной идеи и пустого вымысла.
Цербер
Цербер — чудовищный пес, который охранял вход в подземное царство Аид. Он следил за тем, чтобы из царства мёртвых никто не мог вернуться. Изображался Цербер с тремя головами, ядовитые змеи извивались у него на спине вместо шерсти, а хвост был в виде головы дракона с огромной пастью. Его удалось усыпить с помощью пения Орфея, когда он пытался вернуть свою умершую жену Эвридику. Увы, Орфею не удалось вывести свою любимую из царства мертвых. Она навсегда осталась во владениях Аида.
Вытащить Цербера на дневной свет — таков был один из последних подвигов Геракла. Он по заданию царя Эврисфея спустился в царство Аида, чтобы вывести оттуда Цербера. Представ перед троном Аида, Геракл почтительно попросил подземного бога разрешить ему отвести пса в Микены. Как ни суров и мрачен был Аид, но сыну Зевса он не смог отказать. Поставил только одно условие: Геракл должен укротить Цербера без оружия.
Геракл схватил Цербера и принялся его душить. Пёс грозно завыл, вырываясь. Голова дракона на хвосте кусала Геракла, змеи извивались и жалили, но Геракл только крепче сжимал руки. Наконец, полузадушенный пес упал. Геракл отвел Цербера к стенам Микен. В ужас пришел Эврисфей при одном взгляде на страшного пса и велел поскорее отправить его обратно в Аид.