10 октября 1939 года в Москве литовская делегация и правительство СССР подписали договор о взаимопомощи между странами, который был подкреплён соглашением о передаче Литовской республике Виленской губернии. Современная столица Литвы на протяжении всего межвоенного периода не принадлежала прибалтийской стране — сразу после Первой мировой на руинах империй у молодых республик Литвы и Польши возник территориальный спор относительно Вильнюса, который будет продолжаться вплоть до 1939 года.
Вильно — знамя трёх наций
В Средние века Вильно был центром становления литовской государственности и столицей могучего Великого Княжества Литовского. Один из центров единого польско-литовского государства, в результате разделов Речи Посполитой он оказался в составе Российской империи, а в конце 18-го века стал центром восстания Тадеуша Костюшко. Уже в следующем столетии Вильно можно было назвать интернациональным городом — по переписи 1897 года в городе проживало почти 26 процентов белорусов, по 21 проценту литовцев и евреев и 20 процентов поляков при всего лишь 10 процентах русских.
Почти для каждой из проживавших в Вильно национальностей город играл большую роль, особенно в эпоху национального возрождения, начавшуюся в конце 19-го века. Именно здесь стали издаваться первые газеты на литовском и белорусском языках, здесь же во время революции 1905 года собрался Великий сейм, на котором впервые был поставлен вопрос об автономии Литвы. Город являлся «местом памяти» и для поляков — бывшая территория Речи Посполитой и эпицентр восстания Костюшко должен был войти в будущую свободную Польшу!
Первая мировая война и падение великих империй в Европе открыли массу возможностей для наций претворить в жизнь свои идеи. Вакуум, образовавшийся в Восточной Европе, быстро превратился в цепочку тлеющих угольков. Иногда казалось, что идёт хаотичная война всех против всех. Не избежали этого и литовцы, объявившие о своей независимости в феврале 1918 года, ещё при немецкой оккупационной администрации.
Литва, Польша и Советская Россия в борьбе за Вильно
После поражения Германии в Первой мировой войне на территории Литвы воевали друг с другом сразу три стороны: Литовская Советская республика, образованная после занятия Вильно частями Красной армии в декабре 1918 года, Литовская буржуазная республика, контролировавшая Ковно и пока не имевшая собственных значительных вооружённых сил, и Польша, спешно формировавшая свою армию после капитуляции Германии и надеявшаяся возродить Речь Посполитую (активным поборником этой идеи был Юзеф Пилсудский).
В начале 1919 года между советскими частями и польскими войсками развернулись бои за Вильно, которые в итоге окончились в пользу последней в апреле. На захваченных территориях поляки организовали временную администрацию, надеясь, что мировое сообщество решит вопрос о принадлежности города в их пользу. Однако литовское правительство подало протест на действия Польши — на линии соприкосновения уже весной 1919 года начались столкновения между вооружёнными отрядами государств. Антанта не могла не обратить внимания на эту проблему, поэтому летом 1919 года Высший военный совет в Спа предложил сформировать демаркационную линию, по которой Вильно оставался под контролем поляков. Примечательно, что в консультациях по этому вопросу из враждующих сторон принимали участие только представители Варшавы, на которую страны Антанты делали главную ставку в плане организации «санитарного кордона» против Советской России.
Даже несмотря на то, что на высшем уровне вопрос был решён в их пользу, поляки надеялись присоединить Литву целиком, поэтому, невзирая на решение, принятое в Спа, они нарушили условия соглашения и перешли демаркационную линию. Параллельно с этим в августе 1919 года в городе Сейны на территории Литвы началось восстание поляков, подготовленное активистами Польской военной организации, а в столице Литвы, Каунасе, та же организация разрабатывала план по свержению правительства прибалтийской республики и установлению про-польского режима, что в дальнейшем позволило бы Варшаве установить контроль над Литвой.
Такие агрессивные действия Польши вызвали небезосновательные опасения у стран Антанты. В декабре 1919 года союзники обнародовали решение, по которому граница между странами должна была пройти по «линии Керзона» — таким образом, Вильно на сей раз передавался под контроль Литвы, а Антанта призвала Польшу к соблюдению новой демаркационной линии.
В этот момент на дипломатическом фронте появилась новая сторона — Советская Россия. Заинтересованные в том, чтобы вывести из состояния войны как можно больше стран на западе, большевики предложили Литве заключить мирное соглашение. Оно было подписано 12 июля 1920 года в Москве — согласно его тексту, Советская Россия признавала претензии Литвы на Виленскую губернию, что было чрезвычайно важно для Каунаса. Через 2 дня после подписания мира части Красной армии в ходе наступления на польские войска заняли Вильно, а в августе передали контроль над ним литовским вооружённым силам.
Тем не менее после поражения советских войск под Варшавой в сентябре 1920 года и их отступления на восток для поляков открылись возможности вновь занять оставленные территории. Но на этот раз Антанта и недавно образованная Лига Наций заняли сторону Литвы — в целом соглашаясь с Московским мирным договором, организации призвали стороны сесть за стол переговоров и определить новую границу между странами. В конце сентября 1920 года делегаты от Польши и Литвы после длительных прений подписали соглашение о проведении новой демаркационной линии, по которой Вильно признавался территорией Литвы. Однако поляки использовали переговоры в своих целях — пока делегаты определяли границу в Сувалках, на границе формировался многочисленный добровольческий отряд, которому предписывалось решить проблему Вильно силовым путём.
«Авантюра» генерала Желиковского
Договор о новых границах стороны подписали 7 октября, однако уже через 2 дня около 15 тыс. человек во главе с польским генералом Люцианом Желиковским перешли демаркационную линию и тремя колоннами двинулись в сторону Вильно. Не встречая сопротивления со стороны литовских сил, поляки беспрепятственно вошли в город, встреченные ликующим населением — большинство литовцев покинули город ещё несколько лет назад. Через несколько дней Желиковский объявил о создании государства Срединная Литва, а спустя некоторое время из местных польских представителей была образована Временная правительственная комиссия.
Безусловно, официальная Варшава открещивалась от связи с этими событиями, называя генерала и подчинённые ему части не иначе как бунтовщиками. Тем не менее польская пресса не скрывала своего ликования по поводу случившегося: «поступок генерала Желиковского является лишь выражением перемены, произошедшей в настроениях польского населения Литвы. Польское население в Литве перестало пассивно ждать спасения от Польши, так сказать, цепляясь за сторону польского государства, и пошло на самостоятельный шаг, чтобы взять свою судьбу в свои руки». Некоторые сравнивали Желиковского с итальянским поэтом Габриеле Д’Аннунцио, который в 1919 году с немногочисленными сторонниками занял город Фиуме.
После занятия Вильно поляки продолжили продвижение вглубь литовских территорий, однако на сей раз встретили ожесточённое сопротивление. Теперь в ситуацию было вынуждено вмешаться международное сообщество — проблема Вильно стала головной болью Лиги Наций. 29 ноября 1920 года стороны заключили перемирие, после чего за столом переговоров начали обсуждать будущее Виленского края. Противоречия были непримиримыми — обе стороны видели город в составе своего государства. Более того, Польша не оставляла надежд на образование единого государства с центром в Варшаве, хотя бы на правах конфедерации.
Ознакомившись с аргументами сторон, Лига Наций предложила свой вариант решения проблемы, вошедший в историю как «план Гиманса» по имени предложившего его бельгийского политика. По нему Литва должна была объединиться с Польшей в конфедерацию по примеру Швейцарии, Вильно оставался за Варшавой. Такое решение не устраивало Литву, которая требовала отвода польских войск за линию, установленную ещё в октябре 1920 года. Переговоры длились вплоть до начала 1922 года и не привели к примирению сторон. Не добившись успеха, Лига Наций всё же посчитала свою работу выполненной и приняла новую демаркационную линию, окончательно закреплявшую за Польшей Виленский край.
На сцене вновь СССР
Виленская проблема оставалась камнем преткновения в отношениях Польши и Литвы на протяжении всего межвоенного периода. Сразу после постановления Лиги Наций, в марте 1922 года, в Средней Литве были проведены выборы в Сейм, в которых приняли участие почти только поляки — для этой цели администрация изменила список территорий, допущенных к волеизъявлению, а также ужесточила требования к кандидатам. Избранный парламент первым делом принял резолюцию, в которой объявил о «воссоединении» Виленского края и Польши. Литва протестовала против этого решения, но ничего сделать не могла. Сложилась парадоксальная ситуация — статус Вильно как столицы страны был закреплён в конституции Литвы, однако столицу «оккупировала» Польша.
На протяжении 1920-х и 1930-х годов стороны пытались решить проблему, однако не могли прийти к общему решению. Дипломатические отношения между странами не были установлены, а на границе постоянно находились вооружённые силы обоих государств. Развязка «виленского узла» наступила уже в конце 1930-х, с усложнением ситуации в Европе. Первый ход сделали поляки: пользуясь примером аншлюса Австрии, они выдвинули 17 марта 1938 года Каунасу ультиматум, по которому требовали от Литвы возобновления дипломатических отношений и признания польского суверенитета над Вильно, угрожая в случае отказа началом военных действий.
Литва оказалась в весьма сложном положении, однако моральную поддержку ей оказал СССР. Нарком иностранных дел Максим Литвинов в личной беседе с польским послом в Москве Вацлавом Гжибовским сообщил коллеге, что Советский Союз заинтересован в сохранении независимости Литвы, а начало военных действий рискует повлечь за собой разрыв советско-польского пакта о ненападении. Варшава оценила ситуацию и вскоре отозвала требования о признании литовцами статуса Вильно, лишь допустив возобновление дипломатических отношений. Войны удалось избежать.
Уже в 1939 году, после начала Второй мировой войны и Польского похода Красной армии, Литва согласилась подписать с Москвой договор о дружбе, по которому на территорию страны вводились советские вооружённые силы. Согласно этому договору, СССР передавал во владение Литвы Вильно, занятый советскими войсками. «Гордиев узел» был разрублен.