Приёмный внук Октавиана
Тиберий Клавдий Нерон родился 1 августа 10 года до н. э. Его отцом был прославленный полководец Нерон Клавдий Друз, вошедший в историю как Друз Старший. Друз был сыном императрицы Ливии от первого брака. Матерью Клавдия была Антония, дочь Марка Антония и Октавии, сестры императора. У Друза и Антонии уже было двое старших детей — дочь и сын (будущий полководец Германик).
Незадолго до рождения Клавдия умер Марк Агриппа, поэтому Друз и его брат Тиберий стали ближайшими помощниками своего приёмного отца и императора. В 10 году до н. э. Друз и его жена Антония находились на римской границе в Галлии. Там и родился их сын Клавдий. На основании этого Клавдий позже с иронией назывался себя коренным галлом.
Клавдий, скорее всего, не помнил отца — Друз умер через год после рождения младшего сына. Антония, вопреки воле Августа, больше не вышла замуж. Вдова героя пользовалась большим моральным авторитетом в среде римской знати.
Клавдий оставался в тени, пока были живы внуки Августа Гай и Луций. После их смертей во 2 и 4 годах н. э. наследником стал дядя Клавдия Тиберий. Октавиан возлагал большие надежды на старшего брата Клавдия, Германика. Он начал путь по должностям и командовал войсками при подавлении восстания в Иллирии.
В Германике Август видел наследника империи, поэтому будущее его младшего брата можно было считать обеспеченным. В действительности Клавдий не получал доли внимания, должностей и уважения, которые доставались его отцу и брату.
В 6 году н. э. Клавдий достиг совершеннолетия и должен был надеть взрослую тогу. Обычно это был торжественный обряд, во время которого нового гражданина приводили на Капитолий. Младшего сына Друза доставили на Капитолий в носилках, ночью и без свидетелей. Светоний рассказывает, что на играх в память о его отце Друзе Клавдий сидел в паллиолуме, особой шапке, которую носили во время болезни. Это указывало на нездоровье юноши. Даже после совершеннолетия он долго ходил в сопровождении наставника.
Согласно Светонию, будущий император не пользовался любовью и уважением своей семьи. Антония считала сына тупицей и говорила о недалеких людях, что они глупей ее Клавдия. Бабка Ливия, жена Августа, презирала внука и, как правило, не снисходила до разговора, а передавала свои замечания записками или через рабов. Презирала Клавдия и старшая сестра Ливилла.
Что-то похоже на доброжелательность Клавдий видел только от Октавиана Августа. Принцепс не считал приемного внука способным к государственным делам, но позже отмечал и его достоинства. В частности, как минимум один раз императора впечатлило публичное выступление Клавдия.
В одном из писем, которые цитирует Светоний, Август запрещает Клавдию посещать игры. По мнению императора, молодой человек только привлечёт к себе всеобщее внимание.
Антония говорила о сыне, что природа его начала, но не закончила. А философ Сенека писал, что никто не думал, что он вообще родится. На основании этого и других свидетельств историки делают вывод, что будущий император страдал от какого-то уродовавшего его заболевания.
Допускают, что у Клавдия был полиомиелит или церебральный паралич. В то же время Светоний и Сенека признавали, что Клавдий был хорошо сложен и достойно выглядел, когда сидел. Будучи взрослым, он хромал на одну ногу.
Другой его чертой была плохая речь. Клавдий заикался и говорил невнятным голосом. Сенека с издёвкой писал, что у императора был голос морского существа — хриплый и сиплый. Светоний писал, что будущий император неприятно смеялся. А, когда злился, его голова дергалась, а изо рта шла пена.
В возрасте 18 лет римские аристократы начинали государственную службу на младших должностях. Но Клавдий не получил никакой должности. Но в этом возрасте он впервые женился. Здесь будущего принцепса тоже преследовали неудачи. Сначала Клавдий был помолвлен с Эмилией Лепидой, правнучкой Октавиана. После ареста её отца помолвка была разорвана. Его вторая невеста, Камилла, скончалась от болезни в день, на который назначили свадьбу. Наконец, Клавдий женился на аристократке Плавтии Ургуланилле.
Октавиану пришлось поднять вопрос, продвигать ли Клавдия по должностям или полностью исключить из общественной жизни. Было решено, давать ему незначительные должности, на которых он может находиться под наблюдением советников.
Во время Марсовых игр молодому человеку позволили председательствовать на пиру жрецов-салиев. Но даже там он был под наблюдением брата своей жены, который входил в число этих жрецов. Позже Клавдий стал членом жреческой коллегии салиев — обычно она пополнялась молодыми аристократами, не обладавшими особыми талантами.
В завещании Октавиан сделал Клавдия наследником третьей очереди — после Тиберия и Германика. В подарок молодой римлянин получил всего 800 тысяч сестерциев — меньше, чем другие члены императорской семьи.
Утешение историей
Клавдий получил в молодости хорошее образование, включавшее математику, риторику, музыку и конечно же литературу с историей. Занятия историей скрашивали его жизнь. К изучению прошлого молодого Клавдия подтолкнул выдающийся римский историк Тит Ливий. До прихода к власти будущий император написал по-гречески 20 книг истории этрусков и 8 книг истории Карфагена.
Кроме того, Клавдий задумал написать историю Рима, взяв за точку отсчета убийство Цезаря. Он написал две книги, но под давлением родных отказался от продолжения рассказа. Клавдий, по словам Светония, понял, что в тех условиях невозможно написать правдивую историю гражданских войн. Поэтому он продолжил свой труд, взяв за точку отсчёта начало правления Августа.
Возможно, в своём несостоявшемся труде о гражданских войнах Клавдий хотел отдать должное своему деду Марку Антонию. Это могло быть причиной, почему молодому историку приказали пропустить изложение последней гражданской войны и перейти сразу к правлению Августа.
Племянник Тиберия, дядя Калигулы
Когда императором стал Тиберий, Клавдий попросил у него должность квестора, с которой нобили начинали карьеру. Новый принцепс отказался и согласился предоставить родственнику только знаки консульского достоинства без реальной должности. После повторного обращения Клавдия Тиберий презрительно ответил, что отправил ему 40 золотых монет.
Единственной должностью Клавдия стало место в коллегии жрецов-августалов, почитавших обожествленного Августа. Хотя в числе жрецов-августалов были представители императорского дома, остальных членов коллегии выбирали жребием. Поэтому новое жреческое объединение было не слишком престижным.
Все последующие 23 года правления Тиберия Клавдий оставался не у дел. Он жил на своей загородной вилле и, как пишет тот же Светоний, усугублял свою дурную славу игрой и пьянством.
В завещании Тиберий по примеру Августа оставил Клавдия в числе наследников третьей очереди. При новом императоре, Гае Калигуле, 46-летний Клавдий впервые получил настоящую должность. Клавдий теперь был дядей императора — Калигула был сыном его брата Германика. Два месяца он был консулом вместе с Калигулой.
Спустя три года император вновь назначил своего дядю консулом. Как бывший консул, Клавдий получил право заседать в Сенате. В отсутствие племянника он часто замещал его во время праздников.
Несмотря на это, Клавдий постоянно сталкивался с оскорблениями от нового правителя империи. В 39 году он возглавлял посольство сенаторов к Калигуле, которое должно было сообщить императору о раскрытии заговора. Принцепс пришёл в ярость от того, что новость привёз Клавдий, и швырнул дядю в Рейн.
В 40 году Клавдий вынужден был вступить в еще одну жреческую коллегию, которая почитала Калигулу-Юпитера. За жреческий сан он должен был заплатить 10 миллионов сестерциев. Дяде императора пришлось занять эти деньги из казны. А когда он не смог вернуть долг, ему пришлось продать свое имущество.
Предел унижениям Клавдия был положен группой заговорщиков-преторианцев. Гвардейцы убили Калигулу, нашли во дворце прячущегося Клавдия и провозгласили императором его. Новому императору был 51 год, и впереди у него было 13 лет правления.
(Продолжение следует)