До нашего времени почти не дошла поэзия раннего средневековья. Кто бы что ни говорил, а рукописи всё-таки неплохо горят в многочисленных пожарах. Одно из самых ранних известных нам средневековых поэтических произведений принадлежит перу герцога Аквитании Гильома IX, который остался в истории, как Гильом Трубадур.
Долгожданный наследник родился у Гильома VIII от третьей жены. Мальчика долго не хотели признавать законным, так как родители приходились друг другу родственниками. Любящий отец лично съездил в Рим и уладил этот вопрос с кем нужно.
Гильом IX предпочитал жить на широкую ногу, не скупясь на пиры и развлечения для своих вассалов и знакомых. В 1095 году он предложил самому Папе Урбану II прибыть к нему в гости на Рождество, а это значит, что планировался действительно «пир на весь мир». Понтифик отказался и взамен предложил герцогу отправиться в крестовый поход. Тут не согласился уже герцог: он был занят захватом земель соседей, которые как раз отвоёвывали гроб Господень. Спустя несколько лет, когда территории герцогства заметно увеличилось, Гильом всё-таки отправился в Святую землю.
Вернувшись из похода военного, он с головой окунулся в похождения любовные. Он был женат два раза, но обеих своих жён сослал в монастырь. Бывшие супруги жаловались самому Папе и дважды добивались отлучения мужа от церкви: первый раз за недостойное герцога поведение, а второй — за похищение супруги соседа. К удивлению бывших герцогинь анафемы с Гильома быстро снимались. Оказалось, что Папа Каликста II приходился троюродным братом герцогу Аквитанскому и предпочитал смотреть на шалости родственника сквозь пальцы.
Прославился Гильом не своими амурными приключениями, а поэзией. Он остался в истории как первый трубадур, лирический поэт Средневековья. До нашего времени дошли одиннадцать его песен. В половине из них он рассказывал о собственных любовных похождениях, о сражениях и немного о политике. В остальных песнях он едко высмеивал те же темы: любовь, рыцарские доблести, политику и даже самого себя. Именно благодаря тому, что сочинениями Гильома IХ восхищались современники, до нас дошло так много сведений об этом рыцаре.