Лжедмитрий I
В 1605 году русский престол занял авантюрист, сумевший убедить окружающих в том, что он сын Ивана Грозного. По версии самозванца, царевич вовсе не погиб, а волею случая спасся; теперь же пришел править государством, как ему и положено. Обман, правда, быстро раскрылся, и уже в 1606 году первый из череды Лжедмитриев не сносил головы.
Кем на самом деле было самозванец — достоверно неизвестно. Его называли и итальянским монахом, и незаконнорожденным сыном Стефана Батория. Некоторые историки даже склонялись к тому, что Лжедмитрий I не заслужил такой обидной приставки и был самым настоящим царевичем. Правда, большинство ученых все-таки согласны с мнением, что в роли самозванного государя выступил сбежавший из Чудова монастыря дьяк Григорий Отрепьев.
Одним Лжедмитрием дело не ограничилось. На смену первому пришли второй, третий и даже четвертый. Правда, у власти ни один из них не задержался.
Княжна Тараканова
О женщине, выдававшей себя за дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского, нет практически никакой достоверной информации. Неизвестно, как ее звали, откуда она была родом. Сама себя она называла княгиней Елизаветой Владимирской, однако в историю вошла как княжна Тараканова.
Россказни о царственном происхождении помогали самозванке завязывать выгодные знакомства и заручаться поддержкой знати, однако и ее ждало разоблачение. По поручению российской стороны псевдокнягиню похитили и бросили в Петропавловскую крепость, где та и скончалась. Правда, она не погибла во время наводнения, как принято считать из-за известной картины Флавицкого, а умерла от чахотки.
Тимофей Анкудинов
Вологжанин Тимофей Анкудинов прославился международными авантюрами. Он бежал из родного города, прихватив крупную сумму государственных денег — Анкудинов был мелким чиновником, посему имел к ним доступ. Затем авантюрист объявился за границей. Он рассказывал байки о том, что является сыном Василия Шуйского. Сыновей, к слову, у царя вовсе не было, но самозванца это не смущало.
Интересно, что многие поверили Анкудинову. Он общался с Богданом Хмельницким, королевой Швеции Кристиной, османским султаном Ибрагимом I и со всех сторон находил поддержку. Правда, кончина самозванца была бесславной: его выдали Русскому царству, где его ждала казнь четвертованием.
Гаврила Кремнев
Самым известным самозванцем, выдававшим себя за императора Петра III, был Емельян Пугачев, однако он был на этом поприще далеко не единственным. Пугачева опередил Гаврила Кремнев — он объявился еще в 1765 году. «Императорствовал» Кремнев недолго: вскоре его арестовали, на допросе самозванец назвал свое имя и признался, что бежал со службы. Беглец успел заручиться поддержкой всего пятисот человек. Казнить авантюриста не стали. Его ждало вечное поселение в Сибири.
5. Анна Андерсон
Лже-Романовых, якобы чудом избежавших расстрела в 1918 году, было великое множество — историки насчитали около двухсот. Среди спасшихся оказались и Марии, и Анастасии, и Ольги, и Татьяны, и Алексеи. Самая, пожалуй, известная самозванка изображала Анастасию. Анна Андерсон — так девушка вошла в историю, хотя вокруг ее настоящего имени до сих пор не утихают споры.
Лже-Анастасия страдала серьезным психическим расстройством, поэтому, вполне вероятно, притворялась выжившей княжной не ради корысти, а лишь из-за того, что сама верила в красивую легенду. Тем не менее многие поначалу сочли историю Анны правдивой, и девушка даже была принята родственниками императорской семьи. Впрочем, самозванство, как это обычно и бывает, в итоге было развенчано.