Коллекция Кампаны, начало. Рим, Музеум
Отец и дед Джованни Пьетро Кампаны (1809−1880) были руководителями римского банка Monte di Pietà, который с XV века, был фондом, помогавшим монахам сначала безвозмездно, а потом, став ломбардом — под проценты, к XIX веку превратившимся в ссудную кассу Ватикана. Маркиз Кампана унаследовал от предков гремучую смесь: страсть к коллекционированию античных памятников, должность, которая позволяла ее удовлетворять, и земли недалеко от Рима во Фраскатти, где можно было производить раскопки, ставшие началом коллекции семьи.
Карьера молодого банкира развивалась стремительно, уже в двадцать четыре года он стал генеральным директором Monte di Pietà. Но основной страстью Джованни Пьетро было коллекционирование. Он добился высокой должности в папской администрации, профессионально занимался археологическими раскопками, заводил и поддерживал полезные знакомства.
Со временем коллекция стала такой огромной, что маркиз открыл на ее основе общедоступный музей — Музеум «Museo Campana». Большая часть экспонатов выставлялась в павильоне, построенном на территории наследственной виллы, недалеко от Колизея, а филиалы Музеума располагались в разных частях Рима. С коллекцией Кампаны знакомились и римляне, и гости итальянской столицы. В Золотой книге почётных посетителей есть подписи известных людей своего времени — например, короля Людвига Баварского.
Коллекция Кампаны. Крах и печальный конец
Джованни Пьетро Кампане удалось собрать 9 тысяч единиц хранения в том числе и потому, что он в своем банке стал давать деньги под залог произведений искусства, и многие люди, ранее состоятельные, но оказавшиеся в затруднительном положении, не смогли выкупить свои залоги и их антики становились частью коллекции маркиза. Это было его ноу-хау, до этого так никогда не делалось. Кассу банка за долгие годы работы маркиз стал воспринимать как свою собственную и часто использовал ее для покупки новых предметов. И когда однажды в Monte di Pietà провели внеплановую ревизию, то оказалась что касса банка пуста.
В 1857 году коллекционера арестовали по обвинению в растрате казённых средств на сумму около миллиона итальянских скуди. Сейчас бы это дело назвали резонансным. Общество разделилось во мнениях. Многие считали, что в деле нет состава преступления, потому что маркиз действовал открыто, и никогда не скрывал того, что он делает. Были даже демонстрации в его защиту, но также утверждалось и то, что их организовывали люди, желавшие вернуть свои вещи из залога. Суд требовал для Кампаны жестокого наказания — 20 лет тюрьмы, его обвиняли не только в том, что он потратил казённые деньги, но и в том, что занижал залоговую стоимость предметов искусства.
Приговор суда, 20 лет тюрьмы, был заменен на изгнание и конфискацию всего имущества Кампаны. Чтобы банк смог вернуть себе деньги, коллекция была распродана.
Коллекция Кампаны, продолжение. Париж, Лувр
Собрание поделили между собой Франция, Англия и Россия. Жена маркиза, англичанка по происхождению Эмили Роулз, была хорошо знакома с будущим императором Франции Наполеоном III, она и маркиз Кампана в свое время помогли ему, осужденному на пожизненное пребывание в замке Гам, покинуть места заключения. Позже в благодарность император пытался сохранить коллекцию Кампаны, но в силу разного рода обстоятельств в Лувр попала лишь ее часть, да и то с условием, что музей сам будет решать, сохранить коллекцию или поделить с другими городами Франции.
Сегодня в Лувре хранятся образцы античной фресковой живописи, итальянские примитивы раннего Возрождения и майолика, а часть коллекции находится в Амьене.
Коллекция Кампаны, продолжение, музеи Лондона
Часть собрания маркиза уехала в Великобританию. Коллекция античных монет досталась Британскому музею, а Музею Виктории и Альберта, который тогда назывался «Музей Южного Кенсингтона» — итальянская майолика и скульптура.
Коллекция Кампаны, Санкт-Петербург, Императорский Эрмитаж
Могло случиться и так, что все собрание маркиза Кампаны стало бы собственностью Эрмитажа. Коллекционер задумывался о дальнейшей судьбе своего собрания и еще за пять лет до своего ареста предлагал купить его Николаю I, когда узнал, что тот открыл Новый Эрмитаж. Но русский император торговался и не желал покупать всю коллекцию сразу.
В это время в Риме часто бывал Степан Гедеонов, заведующий комиссии по попечительству над русскими художниками, которые проживали в Вечном городе. Он был лично знаком и с коллекционером, и с его собранием, и после известия о его продаже принял самое активное участие в отборе и покупке экспонатов, за что позже получил орден Святой Анны второй степени с алмазами и украшенную бриллиантами табакерку с вензелем Александра II, российского императора, купившего в конечном итоге для Нового Эрмитажа коллекцию Кампаны.
12 июля 1861 два корабля привезли в Кронштадт огромный груз весом 176 тонн — экспонаты коллекции маркиза Кампана: 792 вещи, вазы и скульптуры, в том числе всемирно известные антики — гидрия «Царица ваз», бюст Антиноя, крышку погребальной урны в виде возлежащего бронзового юноши, статую Афродиты с Эротом. После того, как все это разместилось в Эрмитаже, он сразу стал музеем европейского и мирового значения.
Коллекция Кампаны 2.0. Воссоединение
В XXI веке, через 160 лет после разъединения коллекции, ее впервые стало возможно увидеть в результате сотрудничества двух музеев — Лувра и Эрмитажа, в начале 2019 года в Париже, а с 17 июля до 10 октября в Санкт-Петербурге на выставке «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны».
Конечно, полностью коллекцию восстановить невозможно, но посетители выставок могут получить достаточно полное представление о собрании маркиза.
Экспонаты в экспозиции расположены в соответствии с каталогом коллекции «Cataloghi Campana», опубликованном в 1858 году по разделам: предметы искусства древности и живопись, майолика и скульптура от Возрождения до Нового времени. На основе исторических фотографий реконструирован один из залов музея Кампаны — Экседры, где было выставлено пять античных статуй с бюстом Антиноя в центре. Завершает выставку раздел, посвященный продаже коллекции, ее судьбе в стенах Эрмитажа и Лувра.