Венеции, впрочем, многого не надо: всего два метра воды — и на набережных не останется ни одного сухого места. Первой всегда страдает площадь Святого Марка — это самая низкая точка города. Если раньше площадь начинала превращаться в одну большую лужу около девяти раз в год, то теперь этот показатель вырос десятикратно. Получается, третью часть года по площади не могли бы прогуляться даже ее привычные обитатели — голуби. Однако проблема небольших подтоплений решается благодаря установке высоких настилов, по которым можно ходить.
С проблемой наводнений столкнулись еще первые поселенцы, облюбовавшие острова Венецианской лагуны. Им неоднократно приходилось переселяться на более высокие острова, так как низкие были совершенно непригодны для жизни во время разгула стихии.

С XII века жители здешних мест начали строить каналы, дамбы. Здания возводились на лиственничных сваях — количество свай под самыми значительными сооружений исчисляется сотнями тысяч. Однако наводнения брали свое, и в XX веке это стало особенно заметно: если в 1923 — 1932 годах их было пять, то в 1993 — 2002 годах — уже более пятидесяти.
История наблюдений за изменением уровня воды началась в 1872 году. До этого, конечно, наводнения тоже случались с завидной регулярностью, но никто точно не мог сказать, на сколько именно сантиметров поднялась вода. Теперь же данные начали фиксироваться.


За практически полуторавековую историю наблюдений сильнейшим оказалось наводнение, произошедшее 4 ноября 1966 года. Вода тогда поднялась до критических 194 сантиметров. Именно тогда ученые всерьез обеспокоились сохранностью города и всей лагуны, целиком входящей в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Проект «Моисей», в рамках которого должны были установить более 70 специальных заграждений, пока так и не завершен. Впрочем, не все исследователи согласны с тем, что он вообще имеет право на существование: очередные искусственные препятствия могут пагубно сказаться на экосистеме Венецианской лагуны.

В 1979 году уровень воды поднялся до 166 см, в 1986-м — до 158 см, наводнение же 2018 года стало четвертым по силе за всю историю наблюдений — вода достигла 156-сантиметровой отметки и даже повредила мозаичный пол в соборе Святого Марка и два гобелена работы Жоана Миро.
Шекспировский вопрос — затонет Венеция или нет — пока остается открытым. Ученые не сдаются и придумывают новые и новые разработки, которые, возможно, помогут городу избежать судьбы легендарной Атлантиды.