Развлечения российской императрицы
О десятилетнем правлении Анны Иоанновны мало лестных отзывов, она любила развлечения и празднества, на которые не жалела денег. Чего только стоит её пышная коронация. При этом часто забавы императрицы были довольно жестоки по отношению к подданным. Так, князя Михаила Голицына, который за границей женился на итальянке и посмел перейти в католичество, государыня превратила в одного из своих многочисленных шутов.
За то, что попытался скрыть свою жену в Немецкой слободе и вероотступничество, Голицын подвергался постоянным унижениям. Во дворце у него было своё лукошко, где новоиспечённый шут «высиживал яйца». На пирах он должен был угощать гостей квасом, за что его прозвали Квасником. Кроме того, в его обязанности входило сносить постоянные оскорбления и насмешки придворных, «он же не смел задевать никого, не смел даже сказать какого-либо невежливого слова тем, которые издевались над ним». Положение бывшего князя было ужасным, но императрице было всё мало, и она решила женить на Голицыне свою любимую шутиху-калмычку Авдотью Буженинову. Та как-то пожаловалась Анне Иоанновне, что уже не молода, а замуж хочется. И вот эту кривоногую, некрасивую карлицу уготовили в невесты родовитому жениху.
Императрица с энтузиазмом взялась организовывать свадьбу. Планировался грандиозный маскарад, главными участниками которого должны были стать представители разных народов, населявших Российскую империю. Государыня издала несколько указов для подготовки к торжеству. Было приказано «выбрать в Казанской губернии из татарского, черемисского и чувашского народов каждого по три пары мужеска и женска полы пополам и смотреть того, чтобы они собою были не гнусные, и убрать их в наилучшее платье со всеми приборы по их обыкновению, и чтоб при мужеском поле были луки и прочее их оружие и музыка, какая у них употребляется». Такие же указы были направлены и в другие губернии, в Москве приказали найти «восемь баб молодых и столько ж мужей их, умеющих плясать, которые б собою были не гнусны, …из пастухов шесть человек молодых людей, которые бы умели на рожках играть».
Свадьба шутов
Заведовал организацией Артемий Волынский. Под его руководством был составлен подробный церемониал маскарадного шествия, разработаны рисунки костюмов. Свадебный поезд должен был проследовать по всем главным улицам города и мимо царского дворца. Поскольку свадьба была наказанием за принятие католичества, то вся процессия стала как бы насмешкой над чужой верой. Во главе шествия стоял римский бог Сатурн на колеснице, запряжённой оленями, затем астрологический символ Полярной звезды в коляске на 8 журавлях, 4 пастуха верхом на коровах и играющие на рожках, затем колдуны, потешная «гвардия» жениха в вывороченных шубах и верхом на козлах, музыканты с волынками, рылями, балалайками, за ними сани, запряжённые быками или собаками, в которых ехали гости и ряженые в национальных костюмах разных народностей. Были там и Бахус верхом на бочке, и сатиры, и Нептун, бросавший в толпу мёрзлую рыбу, различные скороходы. Жениха и невесту же посадили в железную клетку на слона, их сопровождали арапы, помощники на верблюдах, ряженые жрецы и купидоны. 150 пар представителей народов России были одеты в парадные национальные костюмы, тем самым как бы являя богатство и единство огромной империи.
Участвовал в «дурацкой свадьбе» и Василий Тредиаковский. Возможно, так императрица хотела наказать его за связи с католиками. Он в маске и потешном платье должен был сочинить для жениха и невесты «шутовскую проповедь». Накануне торжества Тредиаковского привезли для участия в подготовке к свадьбе, избили и приказали написать приветствие для праздника:
Здравствуйте женившись дурак и дура,
ещё и б…, то-та и фигура.
Теперь-то прямое время вам повеселится,
теперь-то всячески поезжанам должно бесится,
кваснин дурак и буженинова б…
сошлись любовно, но любовь их гадка…
После этого его 2 дня держали под стражей, а затем 6 февраля 1740 года отправили на «дурацкую свадьбу».
Для торжества императрица приказала построить на Неве Ледяной дом. Зима была очень суровая, на улице стояли 30-градусные морозы. Но императрицу мало волновало то, как жених и невеста будут венчаться во льдах. Здание достигало 60 м в длину, шести в высоту и пяти в ширину. Фасад украшали ледяные скульптуры, у ворот стояли ледяные дельфины, фонтанирующие нефтью. Был даже построен ледяной слон в натуральную величину, он «внутри был пуст и столь хитро сделан, что… ночью, к великому удивлению, горящую нефть выбрасывал». В доме были гостиная, буфет, туалет, спальня. Для строительства привлекли архитектора Петра Еропкина и академика Георга Крафта.
После венчания был пир, а вечером Квасника-Голицына и шутиху Авдотью отправили в их дворец на ледяное брачное ложе, да приставили караул, чтобы те не сбежали. Холод был лютый, по злой задумке императрицы новобрачные должны были за ночь замёрзнуть, однако утром их нашли живыми. Говорят, Авдотья подкупила стражников и пронесла во дворец тёплые вещи.
«Дурацкая свадьба» оказалась последней жестокой потехой императрицы. Через полгода она умерла. Авдотья же родила Голицыну 2 детей, но спустя пару лет после свадьбы скончалась от последствий переохлаждения. Голицыну был отменён унизительный титул шута и возвращена часть земель и имущества. Вскоре после смерти супруги-шутихи он вновь женился.