Наполеон взял ёмкость с ядом, которую носил с собой на протяжении многих кампаний, откупорил её и выпил. Достоверно неизвестно, сколько прошло времени, однако яд не подействовал. На дворе стоял апрель 1814 года. Отречение от престола было подписано. Впереди ожидало пожизненное изгнание. Согласно Фонтенблоскому договору, было решено, что новой «империей» Бонапарта станет остров Эльба.
С. Бунтман: 20 апреля 1814 года Наполеон Бонапарт покинул Фонтенбло и отправился в ссылку.
А. Кузнецов: Получив при этом во владение небольшой остров Эльба в Средиземном море, ежегодную ренту в размере 2 млн франков и 600 военных, добровольно за ним последовавших.
С. Бунтман: Генералы Анри Гасьен Бертран, Луи Антуан Друо и Пьер-Жак-Этьен Камбронн отправились за своим императором.
А. Кузнецов: Совершенно верно. 3 совершенно безупречных человека, которые практически всю свою жизнь были бок о бок с Наполеоном.
Итак, Бонапарт прибывает на Эльбу. (Стоит отметить, что в это время Людовик XVIII вступает в Париж). Что собой представляет остров? 223 кв. км. 3 маленьких провинциальных городишка с населением в 12−14 тыс. человек. В основном это рыбаки, контрабандисты, крестьяне, шахтёры. На Эльбе по-прежнему ведутся разработки различных металлов. Говорят, что первыми остров заселили этруски, которые обнаружили на нём большие залежи железа.
Сойдя на берег с борта британского фрегата «Undaunted», Наполеон был очень радушно встречен местными жителями. Мэр города Портоферрайо вручил новому хозяину острова символические ключи. Легенда гласит, что за неимением настоящих, он велел наскоро покрыть золотом большие ключи от подвала собственного дома.
В первые месяцы Наполеон даже немного был воодушевлён своим изгнанием. Практически сразу он начал бурную, кипучую деятельность. Целыми днями он не слезал с коня, осматривал свои владения, делал назначения, проводил всевозможные реформы, начиная с улучшения фортификационных сооружений и заканчивая изменениями акцизов и пошлин. Бонапарт занимался осушением болот, насаждением виноградников. Его всерьёз заинтересовал проект акклиматизации шелковичных червей. Поверьте, если бы этот человек, без сомнения, с феноменальными менеджерскими талантами сосредоточился бы на этом проекте, то Китай до сих пор ездил бы за червями на Эльбу.
С. Бунтман: Вполне возможно.
А. Кузнецов: Ни секунды в этом не сомневаюсь. Но не случилось. Не тот масштаб личности.
С. Бунтман: Интересно, находясь на Эльбе, поддерживал ли Наполеон связь с семьёй?
А. Кузнецов: Конечно. Во-первых, с ним была его матушка, которую он действительно любил и по всем вопросам, скажем так, отнесённым в его понимании к семейной компетенции, слушался.
С. Бунтман: Всё как полагается.
А. Кузнецов: Да, в добропорядочной корсиканской семье.
Проводимые Наполеоном мероприятия требовали денег, а с ними у него было туго. По договору, победители должны были выделять средства, однако на практике этого не происходило.
С этим связан интересный эпизод. Как-то матушка Наполеона, играя с сыном в вист, упрекнула его за то, что он жульничает. На что император невозмутимо ответил: «Мадам, вы богатая женщина, а я человек бедный!».
На Эльбу к Бонапарту приезжала его сестра Полина, которая внесла некоторое оживление в монотонные будни брата, устроив танцевальные и музыкальные вечера для местной буржуазии и военных. Также на 3 дня на остров прибывала Мария Валевская с маленьким сыном Александром.
С. Бунтман: А что же Мария-Луиза?
А. Кузнецов: Это, конечно, отдельный сюжет. По ней Наполеон очень скучал, надеялся, что она приедет. Однако супруга разделять участь проигравшего мужа не собиралась. Поскольку брак этой пары изначально был политическим, австрийская принцесса сочла, что оставаться с лишённым реальной власти Бонапартом смысла нет.
С. Бунтман: Поехал ли с Наполеоном его знаменитый телохранитель Рустам?
А. Кузнецов: Нет. Под занавес наполеоновской карьеры мамелюк Рустам оказался настоящим гадом. Он отказался ехать на Эльбу. И как только Наполеон покинул Фонтенбло, он помчался в Париж на ловлю счастья и чинов.
С. Бунтман: На чём базировались надежды Наполеона на возвращение? Кто и что их подпитывал?
А. Кузнецов: Подпитывала их (здесь можно сказать совершенно однозначно) резкая перемена настроений французского общества. На фоне Наполеона Бурбоны сильно проигрывали. И то, что они делали, точнее, то немногое, что им было позволено делать, очень против них настраивало.
С. Бунтман: Например?
А. Кузнецов: Буквально в первый же месяц после возвращения из похода порядка 30 тыс. французских офицеров было переведено на половинное жалование, некоторые уволены в отставку с мизерной пенсией. Естественно, все эти люди постоянно думали о том, как славно им жилось при империи и как по-свински с ними поступили Бурбоны. Одним словом, довольных Людовиком XVIII практически не было.
Будучи на Эльбе, Наполеон внимательно следил за политическими событиями на континенте. Он прекрасно понимал, что правящая династия уже успела настроить против себя большую часть французского общества, и он решил, что пора возвращаться.
Кстати, есть интересная байка по поводу отношения французов к Бурбонам. Сложно сказать, было ли это на самом деле, но всё-таки.
1815 год. Наполеон уже отплыл с Эльбы и идёт на Париж. На одном из перевалов лошадям стало очень тяжело подниматься вверх, и Бонапарт, чтобы облегчить им ношу, вышел из кареты и пошёл рядом. И вот ему на глаза попадается старушка, которая из последних сил ковыляет к перевалу. Наполеон её приобнял и говорит: «Мамаша, а вы-то куда?» Дескать, чего вам дома не сидится? А та отвечает: «А вот мне сказали, что где-то тут неподалёку наш император. Очень уж хочется перед смертью на него посмотреть». Наполеон был в хорошем настроении, рассмеялся и говорит: «Мамаша, ну что на него смотреть? Он был тиран. Нынешний король тоже тиран. Какая между ними разница?». «Так-то оно, может, и так, но вот императора-то избирал французский народ, а короля-то мы не избирали».
С. Бунтман: Точно подмечено. И надо сказать, что даже если это не байка, то голосом старушки на тот момент говорила вся Франция.
А. Кузнецов: Да. 26 февраля 1815 года, простившись с жителями Эльбы, Наполеон устремился в Париж. Впереди было триумфальное возвращение к власти, знаменитые «Сто дней», разгром при Ватерлоо и ссылка на остров Святой Елены.
С. Бунтман: Стоит сказать, что жители Эльбы по сей день хранят память о «наполеоновских временах». Они говорят, что ни один правитель не сделал для них столько, сколько сделал Наполеон. Император французов и сегодня «кормит» остров благодаря многочисленным туристам, желающим увидеть места, где он жил и здравствовал.