Согласно древнегреческому историку Геродоту, самое значительное достижение скифов состояло в том, что «никто из тех, кто вторгался к ним, не мог спастись бегством» и не мог их захватить. По его словам, скифы не основывают городов или укреплений, но будучи конными стрелками, возят свои дома с собой. Пропитание они добывали не земледелием, а за счёт разведения скота. «Как же им не быть непобедимыми и недоступными для нападения», — пишет историк. Ярким подтверждением его слов был неудачный поход огромной персидской армии во главе с царём Дарием I на Скифию в 512 г. до н. э. Вместо укреплённых городов кочевники имели хорошо вооружённое дисциплинированное войско.
Историки отмечают, что меч, будучи оружием ближнего боя, «никогда не играл первостепенной роли в вооружении скифских воинов». Кочевники, в первую очередь, славились тем, что были отличными конными стрелками из лука. Вообще, акинак среди вооружения кочевников занимал лишь третье место, конечно же, после лука со стрелами и копья.
Меч в большей степени был неотъемлемой частью так называемой военной аристократии, а вот рядовые воины не всегда имели в своём арсенале это оружие. В частности, поэтому, как предполагают историки, мечи сравнительно редко встречаются в знаменитых скифских курганах, и это помимо того факта, что могильники часто подвергаются разграблению.
Акинак, по сведениям историков, — это персидский термин, который употреблял всё тот же Геродот. Согласно исследователям, в начале это был по большей части кинжал, длина которого колебалась между 35 и 45 см. Однако впоследствии акинак стал длиннее: его средняя длина могла варьироваться уже между 40 и 60 см. Кроме того, отмечают, что в обиходе могли быть и большие образцы. Впрочем, как для коротких, так и для длинных клинков были характерны обоюдоострые лезвия, сужающиеся к острию в форме треугольника. Таким образом, мечом можно было наносить режущие и колющие удары.
Правда, длина клинка на классификацию акинака никак не повлияла. Типология этого вида оружия была составлена в зависимости от определённого вида перекрестия и навершия рукояти. Например, в 7−5 вв. до н. э. преобладают различные варианты прямоугольных или напоминающих по форме полумесяц наверший.
Впоследствии в оформлении рукояти стали появляться зооморфные украшения наверший, например, в виде голов птиц или лошадей. Перекрестия также имели различные виды. В особенности были распространены мечи с овальными (почковидными) и бабочковидными формами. Меньшей популярностью пользовались сердцевидные перекрестия или прямоугольные формы. Кстати, при изготовлении клинка, как отмечают исследователи, применялся металл с различным содержанием углерода, что делало клинок пластичным и гибким.
А вот про ножны акинака известно немного. Делались они из дерева, отчего почти не сохранились. Исключение составляли окончания ножен, которые часто изготавливались из металла или кости. Очень часто на них также изображались звери. Ножны вождей и в целом знатных воинов могли украшаться золотом. Говоря о форме меча и ножен, повторяющих его форму, исследователи зачастую отмечают его культовую роль.
Например, учёные предполагали, что скифы соотносили меч с «мировым древом», что как бы подчеркивалось в его декоре. Кроме того, почковидные и сердцевидные формы перекрестий, равно как и сама форма меча, в представлении скифов могли соотноситься с фаллическим символом. В качестве подтверждения этой теории историки обращают внимание на соответствующие изображения мужского органа на изваяниях. При этом, кроме скифов, акинак использовали в Индии и Персии. Например, в 5-м в. до н. э. этот меч был в арсенале у осёдлых народов Среднего и Ближнего Востока, сражались такими клинками и на территории Центральной Азии.