Пороховой заговор — это неудачная попытка группы английских католиков взорвать здание парламента с целью убить короля Якова I. Взрыв планировалось совершить 5 ноября 1605 года, во время тронной речи монарха, когда кроме него в здании Палаты лордов присутствовали бы члены обеих палат парламента и верховные представители судебной власти страны.
Вначале ячейка организаторов преступного замысла насчитывала пять человек: Гай Фокс, Роберт Кейтсби, Томас Уинтер, Томас Перси и Джон Райт. Позже к ним присоединились ещё по крайней мере восемь человек. Все они были из богатых и влиятельных католических семей Англии. Цель заговора состояла в том, чтобы после убийства Якова I и всех возможных наследников подготовить к восстанию население католических регионов.
Король Яков I Стюарт
Многое говорит о том, что мысль избавиться от неугодного монарха, нарушившего свои обещания католикам, возникла у аристократа Роберта Кетсби. За участие в мятеже Эссекса ему присудили огромный денежный штраф. Этот религиозный фанатик считал самого папу и иезуитов нерешительными в деле возвращения Англии в лоно католицизма и мечтал одним ударом достигнуть этой цели.
Заговорщикам удалось сначала арендовать помещение в доме рядом с Палатой лордов, откуда планировалось прорыть туннель. Однако затем Томас Перси сумел взять в аренду помещение, находившееся непосредственно под залом заседаний Палаты лордов.
Заговорщики сумели переправить туда на лодке более 2,5 т пороха — этого количества хватило бы на то, чтобы разрушить все здание парламента. Хотя первоначально Гай Фокс, имевший опыт обращения со взрывчатыми веществами, не был главой этого заговора, именно он прославился в истории больше других своих товарищей, поскольку ему было поручено зажечь фитиль и затем сбежать по Темзе и уехать из страны во Фландрию, где он должен был уведомить сообщников о том, что время для высадки в Англию настало.
Фокс был оставлен в Лондоне для осуществления главной части заговора, в то время как остальные укрылись в графстве Уорикшир, где были сильны позиции католиков. Именно оттуда они планировали затем начать народное восстание в поддержку государственного переворота.
Гай Фокс
Подготовка к осуществлению заговора требовала все больше денег, и Кетсби стал вербовать своих богатых друзей для привлечения капитала. С каждым днем в заговор посвящалось все больше людей, что сделало утечку информации неизбежной. Наконец, заговор был раскрыт, по официальной версии, благодаря анонимному письму от 26 октября 1605 года, адресованному католику Монтиглу. В нем лорду советовали не присутствовать на заседании парламента, так как бог и люди решили покарать нечестие «страшным ударом». Монтиглу без замедлений сообщил обо всем членам Тайного совета при короле.
В ночь с 4 на 5 ноября был произведен обыск здания парламента, и около полуночи в подвале был обнаружен Фокс вместе с приготовленным порохом. У Фокса, назвавшегося Джоном Джонсоном, также были найдены часы и спички.
Фокса доставили в спальню к королю около часа ночи 5 ноября. На вопрос монарха о цели его предприятия Гай Фокс не стал отпираться и заявил, что намеревался убить короля и разрушить парламент. При этом заговорщик сослался на якобы существующее предписание Папы Римского о том, что «опасная болезнь требует незамедлительного лечения».
После этого Фокса доставили в лондонский Тауэр, где продолжились его допросы, а по санкции короля к нему начали применять пытки. 8 ноября от Фокса удалось получить устное признание, 9 ноября он назвал имена своих сообщников и раскрыл все детали заговора, 10 ноября он собственноручно подписал текст признательного заявления. Этот документ с неразборчивой и неровной (из-за применения пыток) подписью Гая Фокса сейчас хранится в Национальных архивах Великобритании. Показательный судебный процесс над группой заговорщиков прошёл в Вестминстерском зале здания парламента 27 января 1606 года. Все они были признаны виновными в государственной измене.
Казнь подсудимых состоялась 30 и 31 января 1606 года в центре Лондона во дворе собора Святого Павла. Заговорщиков подвергли самой жестокой казни, практиковавшейся в то время: осужденного сначала вешали, но не давали ему умереть в петле, а снимали с виселицы, и затем вспарывали живот и выпускали внутренности, а уж затем четвертовали. Главный заговорщик — Гай Фокс — сумел, однако, избежать этой страшной участи, спрыгнув с эшафота так, что веревка сломала ему шею.
Вскоре после раскрытия Порохового заговора парламент принял специальный закон, предписывающий отмечать 5 ноября как «радостный день благодарения за спасение». Закон действовал до 1859 года. Однако и после этого традиция празднования 5 ноября сохранилась. Теперь этот праздник известен как «Ночь Гая Фокса» (Guy Fawkes Night) или «Ночь фейерверков» (Bonfire Night). Во всех городах страны 5 ноября сжигают соломенное чучело в старых одеждах, символизирующее Гая Фокса, и запускают фейерверки. Также традиция требует, чтобы началу парламентской сессии предшествовала символическая сцена: пристав палаты лордов — «носитель черного жезла» — в сопровождении стражи из Тауэра, одетой в красочные средневековые мундиры, должен обойти подвалы Вестминстера, проверяя, не подложены ли в них бочонки с порохом.
Память о Пороховом заговоре была запечатлена в стихотворении-балладе, которое до сих пор читается во время празднования Дня Гая Фокса:
Запомните на века
события пятого ноября.
Порох, измена и сговор. Ведь нет причин забывать
как мог бунт колыхать .
Гай Фокс, Гай Фокс — он все затеял.
Взорвать парламент и короля — его идея.
Три бочки порохом набиты —
и старушка Англия могла быть разбита.
Бог помиловал, Гая поймали.
Со спичкой в руках, в черном плаще застали.
Вскрикните, ребята, да зазвенят колокола.
Вскрикните, ребята, Бог спас короля!
Гип-гип ура!