Поверженные потомки Геракла
Главным источником сведений о Лидии являлся Геродот. Древний грек утверждал, что лидийцы (они же — меоны) проживали на территории Малой Азии с незапамятных времён и были свидетелями легендарной Троянской войны. По версии Геродота, первым царём являлся Манес. Его внук Лид сумел объединить разрозненные племена. Так появилось царство Лидия.
[Сборник: Троя]
Дальнейшие события скрыты тьмой веков и окружены мифами. Так, согласно одному из них, у Ярдана, потомка Лида, служил Геракл. Мифологический герой якобы оставил после себя в стране сына, названного Алкеем — первого Гераклида в царстве.
Спустя какое-то время между потомками Лида и Геракла вспыхнула война. Она завершилась победой Гераклидов. Геродот отмечал, что власть в стране они удерживали более пяти столетий. А в 7-м веке до н. э. Гераклиды потерпели поражение в войне за трон. Последним, двадцать вторым, царём был Кандавл. Правителем, основавшим новую династию Мермнадов, стал Гигес (или Гиг). Кто он такой — неизвестно. Тот же Геродот отмечал, что известно лишь одно — Гигес являлся сыном Даскила.

Гигес выбрал для государственного переворота идеальное время. Тогда царство терзали киммерийцы. Войска во главе с Кандавлом ничего не могли с ними поделать. Кочевники наносили болезненные удары в самых разных частях государства, грабя города и забирая большое количество пленных. В стране воцарился хаос. Народ был в панике. Центральной власти как таковой не осталось. Этим и решил воспользоваться Гигес.
Есть три версии его прихода к власти. Все предположения заканчивались одинаково — Гигес убивал Кандавла и брал в жёны его вдову. Однако путь к конечной цели был разным. По версии Геродота, Кандавл похвастался перед Гигесом своей женой, показав её обнажённой. Для царицы это был позор. Она уговорила Гигеса убить мужа и жениться на ней. Сын Даскила от трона и жены-красавицы отказываться не стал.
Версия Платона более фантастическая. Гигес, являвшийся обычным пастухом, в расщелине обнаружил труп великана. На его пальце было кольцо, дарующее невидимость. Пастух воспользовался подарком судьбы. Пробрался во дворец, соблазнил царицу, после чего расправился с потомком Геракла.
Третья версия была изложена лидийским историком Ксанфу. Он утверждал, что Гигес был военным, которого царь заподозрил в чрезмерной симпатии к своей жене. Царица подтвердила это. И Гигес, понимая, что выхода у него нет, убил правителя.

Так или иначе, но Гигес стал царём Лидии и основателем новой династии. И задача перед правителем стояла сложная — его государство должно было вот-вот рухнуть под ударами безжалостных киммерийцев. Одолеть кочевников в одиночку Лилия не могла, нужен был мощный союзник. И Гигес такого нашёл в лице грозного ассирийского царя Ашшурбанапала. Однако большая часть киммерийцев к тому времени уже успела покинуть разграбленные земли Лидии, с остатками удалось справиться и саму Гигесу. Захваченных в плен кочевников он отправил в Ниневию в знак дружбы.
Роковая ошибка Гигеса
На этом Гигес не остановился. Его царству нужно было подчинить греческие города в Малой Азии — главных конкурентов Лидии. Войска вторглись в область Иония. С наскока лидийцы взяли несколько городов, а самый сильный — Милет — осадили. Однако захватить его так и не смогли. Дело разрешилось подписанием мирного договора. Затем Гигес продолжил завоевания в Малой Азии, сумев подчинить себе несколько областей. С теми городами, которые оказывали ожесточённое сопротивление, царь заключал соглашения. Так, например, было со Смирной: портовый город сдержал натиск противника, и Гигес подписал с правителем мирный договор, причём настолько выгодный, что лидийцы получили доступ к порту.

За короткий срок Гигес превратил Лилию в ведущую державу региона. Его конфликты с греческими городами-государствами не носили затяжного характера, а грозные ассирийцы были заняты своими делами. Гигес вёл себя как равный с Ашшурбанапалом. Лидия и Ассирия не заключали официального союза, и до определённого момента это не вызывало у ассирийского царя недовольства.
А Гигес продолжал своё возвышение. Более того, он отправил несколько отрядов, собранных из греческих наёмников, в Египет, чтобы поддержать Псамметиха, пытавшегося захватить трон. При этом страна всё ещё официально находилась под властью Ассирии. Однако воины из Лидии помогали будущему фараону не одолеть ассирийцев, а объединить раздробленный Египет. Поэтому Ашшурбанапал на это никак не отреагировал.
Поддержку Египта пришлось прекратить в 658 году до н. э. Тогда в Лидию опять вторглись киммерийцы. О тех событиях практически ничего неизвестно, но важно одно — Гигес сумел отстоять своё государство. После этого его отношения с Ашшурбанапалом стали стремительно портиться. Есть мнение, что причина — высокомерие лидийского царя, отказавшегося заключить с Ассирией полноценный союз. Это стало роковой ошибкой Гигеса.
В 644 году до н. э. киммерийцы в третий раз вторглись в Лилию. На помощь Гигесу никто не пришёл. Лидийцы были разбиты, столица Сарды захвачена и разграблена, а сам царь погиб.
Столетие кровопролития
На трон взошёл Адрис II. Он продолжил военную кампанию против греческих городов и оборонял государство от нашествия киммерийцев. В войнах с кочевниками ему помогала Ассирия. Правда, за это приходилось платить дань. Равные взаимоотношения с Ашшурбанапалом остались в прошлом. Также при Адрисе II в Лидии начали чеканить собственную монету. На ней был изображён лев — символ династии Мармнадов.
[Сборник: Ассирия]
Точно неизвестно, сколько правил Адрис II. По одним данным, он погиб (скорее всего во время захвата столицы киммерийцами) в 637 году до н. э. По другим, — трон опустел в 629 году до н. э. Затем на протяжении длительного времени у Лидии не было столь значимого, как Гигас, царя. Несмотря на это, Лидия продолжала прирастать новыми территориями как в западном, так и в восточном направлениях.

В 617 году до н. э. (по другим данным, — в 635 году до н. э.) к власти пришёл Алиатт II. Он не изменял традициям предков — продолжил войну с греками, обрушив всю свою мощь на непокорный Милет. Однако и ему не удалось захватить город. Алиатт II сумел заключить с Милетом выгодный союз, на чём история противостояния завершилась. Затем царь присоединил к Лидии несколько областей на юге и востоке. Удалось ему изгнать и киммерийцев. В этом главную роль сыграли скифы, которые нанесли лидийским врагам сокрушительное поражение.
Расширяя границы в восточном направлении, Алиатт II упёрся в земли Мидии. Началась война. После нескольких стычек, которые так и не выявили победителя, в мае 585 года до н. э. противники сошлись в битве на реке Галис. Однако в самый разгар сражения произошло солнечное затмение.

Бой остановился. Киаксар и Алиатт II решили, что это знак для прекращения войны. Цари заключили мир, договорившись, что именно река Галис станет границей между двумя царствами. В знак дружбы Алиатт выдал свою дочь за сына Киаксара. Одним из посредников мирного договора стал вавилонский царь Навуходоносор II.
После смерти Алиатта II к власти пришёл Крёз. Произошло это ориентировочно в 560 году до н. э. (по другим данным, — в 585 году до н. э.). Он значительно расширил границы своего государства. Крёз сумел присоединить к Лидии не только богатый Эфес, но и всё-таки одолеть Милет. При нём началась чеканка и серебряных, и золотых монет. Богатство царя было столько велико, что о нём начали складывать легенды. Например, святилищу в Дельфах Крёз подарил золотую статую льва.
Лидия переживала расцвет, что и сыграло с её царём злую шутку. На Востоке появилась новая угроза — Персия, во главе с Киром II, которая уже покорила Мидию.
По легенде, Крёз спросил оракулов в Дельфах и Амфиарае, идти ли ему войной на незваных гостей. Ответ был прост: если пойдёшь, то погубишь великое царство. Царь посчитал, что оракулы предсказали ему победу над Киром, но ошибся — Персия была сильнее. «Великое царство» Лидия навсегда потеряло независимость, став достоянием истории.