Король Георг III стал третьим представителем Ганноверской династии на английском престоле. В отличие от своего прадеда Георга I и деда Георга II этот Георг (королевским семьям всегда не хватало фантазии при выборе имён) родился в Англии и очень гордился своим чисто британским происхождением. Он появился на свет 4 июня 1738 года недоношенным, и родители, опасаясь за жизнь сына, в тот же день его крестили. Ребёнок выжил, и через месяц его окрестили опять, теперь уже в подобающей принцу торжественной обстановке. Отец Георга умер рано, и в 13 лет мальчик сделался наследником престола.
Образование юный принц получил отличное. Он с детства поражал всех прекрасной памятью и легко запоминал иностранные языки, а также премудрости политической науки, риторики, химии, физики и экономики. Учёба оставляла ему мало свободного времени, и первое романтическое чувство Георг испытал, когда ему стукнуло 20. Он влюбился в 14-летнюю Сару Леннокс. Она была потомком одного из незаконнорождённых детей Карла II, жившего сто лет назад, но такое количество королевской крови семья принца сочла недостаточным. Послушный наследник отказался от этой пылкой любви.
В 1760-м дедушка Георг II умер, и ещё не оправившийся от сердечных страданий принц стал королём. Ему срочно нашли подходящую невесту — Шарлотту, принцессу Мекленбург-Стрелицкую. Невеста прибыла в Лондон 8 сентября 1761 года, в тот же вечер сыграли свадьбу, а через 13 дней — 22 сентября, пара была коронована в Вестминстерском аббатстве. Этот скоропостижный и политически мотивированный брак оказался на редкость счастливым: за 57 лет совместной жизни королева подарила мужу 15 детей, а он за это время не завёл ни одной любовницы, что совершенно не характерно для монархов. В 1762 году Георг приобрёл для семьи Букингем-хаус. Его потомки живут в этом здании до сих пор, только сейчас оно называется Букингемский дворец.
Георг оказался очень хорошим королём. Он занимался реформами, часто бывал в парламенте, решал налоговые вопросы. При этом король не любил роскоши, предпочитал простую пищу и всем понятные развлечения вроде охоты и конных скачек. Георг не чурался простого народа, во время поездок по стране мог запросто зайти в фермерский дом и поболтать с его хозяином на понятном тому языке. Англичане любили своего короля, им казалось, что он — идеальный монарх.
На территории Англии всё было хорошо, но времена стояли неспокойные. В 1763 году заволновались британские колонии в Северной Америке. Тамошним жителям не понравился новый налог на защиту от индейцев и возможного вторжения других держав. Это вызвало серьёзное недовольство среди колонистов. Сам по себе налог особого возмущения не вызывал, колонистам не нравилось, что принят он был без их ведома. В Америке начались волнения. Сначала поселенцы требовали всего лишь представительства в английском парламенте, а натолкнувшись на отказ, начали борьбу за отделение колоний. Дело дошло до провозглашения в 1776 году нового государства — Соединённых Штатов Америки.
Георг не хотел уступать мятежникам. В Америке началась война за независимость, которую Британия проиграла. В конце 1781 года после поражения при Йорктауне стало ясно, что нужно начинать переговоры. В 1783 году был подписан мирный договор, и, Соединённые Штаты стали признанным независимым государством.
Утрата североамериканских колоний не пошатнула популярности Георга в Англии. В 1783 году у Его Величества появился надёжный помощник — премьер-министром стал 24-летний Уильям Питт-Младший. На него король мог положиться, а вот на своего старшего сына — нет. Наследник престола, которого, естественно, тоже звали Георгом, мало в чем походил на отца. Принц Уэльский не оправдал надежд родителей. Вместо учёбы тому, что могло бы пригодиться ему в будущей королевской жизни, наследник проводил время в пьянках и гулянках, постоянно влипая в шумные скандалы. Всё это угнетающе действовало на папу-короля.
Летом 1788 года Георг III внезапно сошёл с ума. Врачи не знали, что с ним делать. Больной то начинал пускать пену изо рта, то бросался за стол писать странные документы, которые состояли из одного гигантского предложения. Однажды он долго беседовал с деревом, будучи в полной уверенности, что разговаривает с королём Пруссии. Психиатрии как медицинской науки в то время ещё не существовало. Врачи пускали в ход известные тогда методы лечения. Всё без толку.
Шли месяцы, о недееспособности монарха узнали его подданные. В парламенте начались разговоры о назначении регента. По закону им должен был стать старший сын короля, тот самый гуляка и дебошир. Видеть его во главе страны мало кто хотел, к тому же категорически против был и Уильям Питт. Он опасался, что стоит принцу прийти к власти, как он тут же назначит нового премьера. Тем не менее проблему необходимо было решать. К февралю 1789 года билль о регентстве всё-таки подготовили. Неожиданно король поправился.
Георг вернулся к активной работе. Больше всего его занимала отмена рабства во всех английских колониях. От подготовки этой реформы короля не отвлекло даже покушение, которое совершил какой-то сумасшедший, грезивший о приближении апокалипсиса.
Больше собственной безопасности Георга волновали дела в соседней Франции, где уже вовсю гремела революция. Казнь короля повергла британского монарха шок. Англия присоединилась к антифранцузским коалициям европейских держав, но все попытки военного вторжения оканчивались неудачами. Мало того, всерьёз возникла угроза высадки революционеров в Британии. Лишь Трафальгарская битва, в которой англичане уничтожили французский флот, позволила островитянам вздохнуть свободно. Кстати, к этому времени страна, которой правил Георг III, стала официально называться Соединённым Королевством Великобритании и Ирландии.
В 1808 году государство под новым именем торжественно отметило 70-летний юбилей своего обожаемого монарха. Самому имениннику радоваться мешало здоровье. Он почти ослеп от катаракты и едва ходил из-за ревматизма. В 1810-м умерла от туберкулёза его младшая дочь Амелия, которую король особенно любил. Эта смерть подкосила Георга, и он окончательно впал в безумие. Врачи развели руками и признались, что не надеются на выздоровление. Принц Георг, которому уже исполнилось 50, наконец, получил власть — его таки назначили регентом. Он оставался им девять лет, до смерти своего отца.
Георг III об этом не знал. Его не выпускали из Виндзорского замка, по коридорам которого он бродил, пугая слуг. Иногда король начинал рычать, выть и бросаться на людей. Из-за этого его привязывали ночью к кровати, а днём — к специальному столбу в спальне. Когда приступ заканчивался, безумный монарх садился за стол и подписывал смертные приговоры кому попало: от собственных детей до выдуманных лиц. Когда в 1818-м умерла его любимая жена, Георг даже не понял этого. 29 января 1820 года 81-летний монарх умер от пневмонии.
Что за душевная болезнь терзала Георга III? Современные психиатры, по описанию симптомов, предполагают биполярное расстройство личности. Генетики подозревают порфирию — редкое заболевание, которое может дать осложнение на нервную систему. ДНК короля, взятая из его волос, показала повышенное содержание мышьяка, входившего в состав многих лекарств и косметических средств. Что бы ни оказало влияние на здоровье Георга III, процарствовал он 59 лет — дольше всех английских королей. Больше него просидели на британском троне лишь две женщины: его внучка Виктория и его пра-пра-пра-пра внучка Елизавета II.