«И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро…»
Как и личность родоначальника древнерусской правящей династии, реальность его братьев по сей день вызывает сомнения у многих специалистов. Существовали ли Синеус и Трувор на самом деле, а если нет, что же значат слова, которые написал Нестор в своём труде?
Призвание варягов
Синеус и Трувор упоминаются лишь в «Сказании о призвании варягов» — данных в других письменных источниках о братьях первого русского князя нет. Это открывает широкие возможности в трактовке истории прихода Рюрика на Русь. Исследователи за последние века выдвинули несколько гипотез о происхождении основателя великокняжеской династии, и в зависимости от занимаемой ими позиции роль Синеуса и Трувора меняется: некоторые говорят, что эти герои ранней русской истории действительно существовали, другие же всерьёз сомневаются в их историчности.
Сюжет о призвании братьев на руководящие роли в государстве довольно распространён среди индоевропейских народов. Предания о приглашении правителей из других стран подчёркивали древность и легитимность той или иной династии, а сам лидер «делегации» зачастую прибывал на новые земли не один, а с родственниками, дабы укрепить влияние своей семьи. Некоторые исследователи указывают на подозрительное сходство истории, рассказанной в «Повести временных лет», и эпосе о первом короле Кента Хенгисте, который стал единоличным правителем после смерти братьев — так же, как и Рюрик.
Синеус и Трувор — братья или приближённые?
Попытки определить происхождение самих имён Синеус и Трувор делались ещё в 19-м веке. Русский историк Степан Гедеонов, например, выводил имя Синеус из соединения слов «синий» и «ус» — конечно, мало кто поддержал эту довольно примитивную гипотезу. Скоро стало ясно, что имена братьев Рюрика имеют скандинавское происхождение. Оставалось лишь выяснить, имена это собственные или нарицательные.
Ещё в середине 19-го века учёный Арист Куник предположил, что слова «синеус» и «трувор» — это древнерусское переосмысление скандинавских эпитетов «победоносный» и «верный». Впоследствии этот взгляд поддержали русские историки в эмиграции, например, Николай Беляев. Последний, в свою очередь, дополнительно предложил своё объяснение происхождения рассматриваемых слов: «свой род» и «верная дружина» соответственно.
Учёные были недалеки от истины, однако, по мнению современных исследователей, они перепутали местами причины и следствие. Действительно, подавляющее большинство скандинавских имён основано на эпитетах — это, впрочем, распространено и в других языках. Куник и Беляев отмечали, что подтверждением их гипотезы может служить тот факт, что имена Синеус и Трувор не встречаются в письменных скандинавских источниках. Однако это утверждение опровергнуто современными исследованиями — найдено достаточное количество упоминаний в рунических надписях Швеции и Исландии.
Итак, если допустить, что Рюрик действительно существовал, то Синеус и Трувор, с высокой долей вероятности, тоже реальные исторические персонажи. Остаётся неизвестным, были ли они братьями первого русского князя или же виднейшими представителями его дружины. Так или иначе, но Рюрик после своего прибытия поставил их княжить в Изборске и Белоозере, согласно летописному сообщению. Что из себя представляли эти земли в далёком 9-м веке?
Синеус и Белоозеро
Современный Белозерск находится не на том же месте, что древний город. В 14-м веке после эпидемии чумы поселение перенесли на несколько километров — там и поныне стоит город, и он не имеет ничего общего с легендарным Синеусом.
Территория современной Вологодской области в 9-м веке была населена финно-угорским племенем весь, от которого произошли современные карелы и вепсы. Они имели тесные хозяйственные связи с восточнославянскими племенами и, по всей видимости, в определённой степени зависели от них политически. Значительные доходы гарантировала продажа пушнины, контроль над которой имел стратегическое значение, и именно поэтому Синеус отправился вершить правосудие в эти земли.
Однако археологические раскопки, проведённые в окрестностях Белозерска в последние десятилетия, показали, что город возник не раньше 10-го века. Исследователи обратились к другим поселениям региона. Одно из самых значительных находилось на месте современного посёлка Городище — тогда оно называлось Крутик. Посёлок возник в середине 9-го века и был вовлечён в торговый путь из варяг в греки, что подтверждается археологическими находками, однако скандинавские артефакты относятся лишь к 10-му столетию — таким образом, пребывание в этом поселении викингов, которые были бы современниками Синеуса, не доказано.
«Сказание о призвании варягов» — летописная вставка уже 11-го века. К этому времени Белоозеро играло важную политическую и торговую роль в регионе. По всей видимости, именно поэтому это название появилось в тексте. Но соотнести его с легендарным Синеусом на данном этапе исторического знания невозможно. Можно лишь гипотетически предположить, что в бассейне Шексны существовали другие крупные поселения, где могла находиться княжеская резиденция.
Трувор и Изборск
Изборск обычно ассоциируется с могучей крепостью, которую европейцы называли «железным городом» — он становился причиной головной боли для немецких крестоносцев, вторгавшихся в пределы Псковской и Новгородской республик в Средневековье. Однако современный Изборск был основан лишь в 1330 году и имеет весьма опосредованное отношение к летописному, куда Рюрик отправил своего брата Трувора.
В отличие от истории Синеуса и Белоозера, место, куда мог прибыть легендарный князь, можно локализовать. Речь идёт о Труворовом городище. Археологи датируют его 7-м веком — поселение было крупным племенным центром кривичей, которые, согласно «Сказанию о призвании варягов», участвовали в приглашении правителей из-за рубежа. Археологические раскопки, в отличие от вологодского Крутика, подтверждают присутствие в древнем Изборске варягов, хотя и в небольшом количестве. Другие же артефакты позволяют говорить о том, что Труворово городище было глубоко вовлечено в хозяйственные и торговые отношения Руси с соседними странами, а политическое значение центрального поселения кривичей не подлежит никакому сомнению.
«Назначение» Рюриком своего брата или приближённого князем Изборска в этой связи выглядит вполне логичным и вызывает меньше сомнений, чем присутствие в центральном поселении племени весь Синеуса. А об имени легендарного Трувора туристам напоминает древний каменный крест, находящийся на территории старого кладбища.
Существовали Трувор и Синеус или нет, но они живут до сих пор в топонимике и народных преданиях. Поэтому, в определённой степени, братья Рюрика реальны, хоть и в людской памяти. Оба брата, согласно летописи, скончались в 864 году, после чего Рюрик стал единоличным правителем своего государства.