Боснийская война 1992−1995
Сребреница — небольшой город на территории современной Боснии и Герцеговины, печально известный трагическими событиями Боснийской войны 1992−1995 гг., начавшейся после распада Югославии. Многочисленные этносы, проживавшие на территории бывшей республики, боролись за независимость. Постепенно на карте Европы появлялись Хорватия, Словения, Македония. Наиболее острое противостояние развернулось между босняками, сербами и хорватами, которые жили в Боснии и Герцеговине. Боевые действия сопровождались этническими чистками, насилием и созданием концентрационных лагерей каждой из сторон конфликта.
Около 100 тыс. человек погибли в ходе боевых действий, более 2 млн человек стали беженцами.
Геноцид в Сребренице
Один из наиболее кровавых эпизодов Боснийской войны — массовое убийство мусульман в июле 1995 года в Сребренице, которая с мая 1993 года была объявлена демилитаризованной зоной, что закреплялось резолюцией Совета безопасности ООН.
Жепский анклав, состоявший из Сребреницы и Жепы, согласно планам сербской армии, должен был быть уничтожен. Руководство Жепы обратилось за помощью к мировому сообществу. ООН разместила в анклаве контингент наблюдателей.
Несмотря на статус демилитаризованной зоны, боснийские сербы под командованием генерала Ратко Младича атаковали Сребреницу 6 июля 1995 года и заняли город. Население было вынуждено покинуть населённый пункт: тысячи женщин и детей были депортированы, более 8 тыс. мужчин всех возрастов расстреляны.
После случая геноцида в Сребренице в конфликт вмешались силы НАТО. В декабре 1995 года после переговоров в Дейтоне (штат Огайо, США) было подписано соглашение о прекращении войны и определении статуса Боснии и Герцеговины. Вина за большинство военных преступлений возлагалась на сербские силы.
Боснийская война в культуре
В мировом кинематографе не так много фильмов, посвящённых одному из самых масштабных с момента окончания Второй Мировой конфликтов на территории Европы. Одна из последний лент о резне в Сребренице — картина боснийского режиссера Ясмилы Жбанич «Камо грядеши, Аида?» («Quo Vadis, Aida?»), представленный на 77-м Венецианском кинофестивале.
Катастрофа в Сребренице рассказана через личную историю женщины по имени Аида. Школьная учительница, она одна из немногих, кто говорит на английском, поэтому ООН наняли ее переводчиком. В течение нескольких дней между взятием Сребреницы войсками Младича и массовым расстрелом мужчин Аида всячески пытается спасти своего мужа и двух сыновей. Как и тысячи боснийских женщин, она их потеряла. В финале фильма Аиде удаётся найти останки членов ее семьи, вернуться в Сребреницу и начать новую жизнь.
Своей композицией фильм похож на воронку дантовского ада на иллюстрации Боттичелли. С каждой новой сценой нагнетается ужас, который происходит не на экране, а в реальной жизни с живыми людьми. Многочисленные знаки, оставленные режиссером в канве фильма, с самого начала говорят о невозможности спасения. О том же говорит и вынесенная в название фильма фраза, с которой, по преданию, апостол Петр обратился к Иисусу во время гонений Нерона на христиан.
Режиссёр акцентирует внимание на неоправданной жестокости армии Младича и на бессилии международного сообщества, которое не смогло выполнить взятые на себя обязательства и обеспечить безопасность мирных жителей. Люди из Сребреницы показаны в роли жертв, которых, практически как скот, сгоняют к базе ООН, обещая спасение, однако надежды их обмануты.
Фильм представляет одну сторону конфликта и не даёт права на высказывание другим этносам. Очевидно, что организаторам и исполнителям геноцида и других военных преступлений не может быть оправдания. Однако не стоит забывать и о том, что массовые убийства и жестокость проявляла каждая из сторон, участвовавших в Боснийской войне.