В канун Первой мировой войны основным индивидуальным стрелковым оружием армий как Тройственного Союза, так и Антанты являлась магазинная винтовка. Однако, в конце 1914 г. война из маневренной перешла в позиционную. Обе стороны зарылись в окопы, где длинные винтовки с массивными штыками являлись оружием неудобным и не обеспечивали необходимой скорострельности. Эта задача решалась за счет увеличения числа пулеметов, а также попытки ввести на вооружение пехоты автоматическую винтовку — оружие под винтовочный патрон, из которого можно было вести огонь очередями.
Оружейник Федоров: создание автомата
В России заслуга создания автоматической винтовки (автомата) принадлежит генерал-майору Владимиру Григорьевичу Федорову, — опытному оружейнику, хорошо знакомому как с отечественными, так и зарубежными образцами стрелкового оружия. Федоров создал образец самозарядной винтовки на основе знаменитой трехлинейной винтовки, а в канун Первой мировой войны автоматическую винтовку под созданный им же 6,5-мм патрон. Была даже изготовлена опытная партия автоматических винтовок, но началась Первая мировая война и дальнейшие работы были свернуты, а оружейные заводы оказались завалены военными заказами.
Сама идея создания скорострельного автоматического оружия сохранилась. В 1916 г. Федоров переработал винтовку под 6,5-мм патрон японской винтовки Арисака. В отличие от 7,62 русского винтовочного патрона, этот боеприпас был без значительно выступающей закраины, имел меньшую мощность и в большей степени подходил для использования в автоматическом оружии. А недостатка в патронах не было — 6,5 японский патрон поставлялся к винтовкам Арисака из Японии и Англии, а также его выпуск был налажен на Петроградском патронном заводе.
Чем является оружие, созданное Федоровым — автоматической винтовкой или автоматом? В современном понимании автомат (штурмовая винтовка) — это оружие под средний по мощности между винтовочным и пистолетным промежуточный патрон. Федоров создал оружие как раз не под промежуточный, а винтовочный японский патрон винтовки Арисака. И номинально — это автоматическая винтовка или ружье-пулемет.
Сам термин «автомат», закрепившийся за оружием Федорова, уже позднее предложил начальник Офицерской стрелковой школы Н. М. Филатов. Первоначально оружие имело отъемный магазин на 15 патронов. Автомат допускал ведение как автоматического, так и одиночного огня. Автомат Федорова оснащался штыком клинкового типа. Достоинством оружия стали весьма компактные в сравнении с магазинными винтовками размеры и возможность ведения автоматического огня в самый напряженный момент боя. При этом автомат Федорова был легче французского ружья-пулемета Шоша.
Недостатком оружия стала значительная сложность в производстве, которая исключала массовый выпуск автомата даже в условиях мирного времени. Кроме того, автомат Федорова требовал бережного ухода, был чувствителен к загрязнению. Вооружаться автоматом Федорова должны были те, кому в силу специфики военной службы требовался мощный, но более компактный, чем винтовка образец — мотоциклетный части, экипажи броневиков, расчеты полевых орудий. И лишь в последнюю очередь лучшие стрелки пехотных частей, способные грамотно использовать потенциал автоматического оружия.
Ковровский пулеметный завод: проблемы производства
В декабре 1916 г. восемь автоматов Федорова были отправлены для войсковых испытаний на Румынский фронт. Часто говорится о боевом применении автоматов Федорова в Первую мировую войну, но войсковые испытания предусматривали комплекс испытаний, в ходе которых должны были быть выявлены сильные и слабые стороны оружия. Зафиксированных же случаев боевого применения пока не установлено. По итогам войсковых испытаний было принято решение начать производство автомата Федорова. Еще осенью 1916 г. было принято решение изготовить 15 тысяч единиц и направить их в войска Северного фронта, где получила распространение винтовка Арисака, а также авиацию. Но освоить массовый выпуск нового образца оказалось нереально — Тульский Ижевский и Сестрорецкий заводы были загружены выпуском «трехлинеек».
Наиболее перспективной казалась возможность организовать производство именно на Сестрорецком заводе, где имелись опытные кадры и оборудование для производства нового образца, но предприятие могло приступить к выпуску автомата Федорова лишь через 16−18 месяцев при условии сокращения производства трехлинейных винтовок. Вопрос о производстве был решен лишь в октябре 1917 г., когда для выпуска автомата Федорова был определен Ковровский пулеметный завод, где должно было быть развернуто производство ружей-пулеметов Мадсена.
Сам Федоров при этом назначался техническим директором предприятия. Однако, прибыв на завод, в марте 1918 г. Федоров обнаружил, что предприятие находится в весьма печальном состоянии — количество рабочих сокращается, средств для производства не было. С большим трудом Федорову все же удалось спустя год наладить выпуск автомата, но возникший на предприятии в июле 1919 г. пожар уничтожил значительную часть оборудования и работы вновь застопорились.
До конца 1920 г. были приняты лишь 100 единиц. Массовый выпуск автомата Федорова стал возможен лишь весной 1921 г. в самом конце Гражданской войны, когда Ковровский завод стал выпускать до 50 автоматов ежемесячно. При этом сам автомат претерпел ряд изменений и получил новый магазин на 25 патронов. Первое боевое применение будет отмечено в 1921 г., когда автомат Федорова использовался при борьбе с бандформированиями в Дагестане, а позднее зимой 1922 г. во время событий в Карелии.
Унификация вооружения: судьба автомата Федорова
Выпуск автоматов Федорова продолжался до конца 1925 г. Всего было выпущено 3200 единиц. Но в силу унификации вооружения Красной Армии после Гражданской войны для автомата Федорова не нашлось соответствующей ниши. Он обслуживался расчетом из двух-трех человек, но как ручной пулемет не позволял длительное время вести интенсивный огонь.
Массовое производство автомата для значительной части армии было затруднительным, а если бы этот вопрос удалось решить, то дальше возникла проблема нехватки 6,5-мм патронов, запасы которых быстро бы истощились, а новых в силу унификации производства не было. Еще одним элементом, препятствовавшим массовому распространению автомата, являлась необходимость серьезной подготовки бойцов, которые могли грамотно использовать и обслуживать это технически сложное и капризное оружие.
В 1928 г. в СССР были свернуты работы по созданию стрелкового оружия под 6,5-мм патрон, а оставшиеся в армии автоматы сданы на склады. В 1938 г. автоматы прошли дорогостоящий ремонт и продолжали сохраняться в резерве. Последний отмеченный эпизод боевого применения автоматов Федорова связан с событиями советско-финляндской войны, когда действующая армия испытывала острую нехватку автоматического оружия, оказавшегося столь необходимым в ближнем бою.
В результате автомат поступил в действующую армию на вооружение лыжников и штурмовых групп. Ограниченно автомат Федорова применялся на завершающем этапе войны и его можно увидеть на фотографиях бойцов советских штурмовых групп. В данный момент автоматы Федорова встречаются в крупных музейных коллекциях.
Сам Владимир Григорьевич Федоров во второй половине 1920-х номинально отошел от создания новых образцов, занимался научной работой, но при этом активно способствовал конструкторской деятельности своего ученика В. А. Дегтярева. В 1953 г. Федоров вышел в отставку и умер в Москве в 1966 г. в возрасте 92 лет, успев дослужиться до генеральского звания как в Императорской, так и Красной армиях — случай примечательный, хотя и не единственный.