Война за испанское наследство: причины и завещание короля
К последней четверти 17-го столетия Европа в очередной раз искала способ стабилизировать обстановку внутри: после подписания Вестфальского мира в 1648 году система международных отношений на континенте не была до конца сформированной. На геополитической арене выделялись два наиболее сильных игрока — Франция и Швеция фактически разделили между собой сферы влияния на западном и восточном направлении. Равновесие сил в конце 17-го- начале 18-го вв. могло быть достигнуто либо на дипломатической почве, либо на почве военных столкновений.
Одна из главных причин начала борьбы за наследство испанских Габсбургов — это завещания короля Филиппа IV (1605−1665) и его сына Карла II (1665−1700). После себя владелец большей части Пиренейского полуострова и Америки оставил двух сыновей и дочерей, но в возрасте четырёх лет трон унаследовал Карл. По малолетству он не мог самостоятельно управлять владениями Испании: за него это делала мать Марианна, дочь императора Священной Римской империи Фердинанда III (1608−1657).
Мария-Терезия, старшая дочь Филиппа IV Габсбурга, не была упомянута в завещании, но, являясь супругой французского монарха Людовика XIV, всё равно могла претендовать на трон по условиям Пиренейского мира, заключённого в 1659 году. Вторая дочь испанского короля Маргарита-Терезия, супруга императора Леопольда I (1657−1711), вместе со своими будущими детьми имела право наследовать престол после Карла II. Дети сестры Филиппа IV, вдовы Фердинанда III, Марии, также претендовали на пиренейскую корону.
На тот момент действительно казалось, что наследников у дома Габсбургов было достаточно. В семье Маргариты-Терезии и императора Леопольда I в 1667 году родился наследник — Фердинанд Венцель. Однако через 3 месяца младенец скончался.
Бурбоны вновь могли развернуть кампанию по борьбе за испанский трон: Вена и Версаль в 1668 году начали переговоры о разделе наследства на случай, если бездетный Карл II умрёт в ближайшее время.
После окончания Тридцатилетней войны Испания хоть и считалась могучей державой с колониальными владениями, но уже не вызывала ни у кого страха на континенте. Да и личность последнего испанского Габсбурга прекрасно иллюстрировала закат некогда одной из величественных монархий в Европе: признаки вырождения династии были на лицо. Карл II не отличался умственными способностями и приятной внешностью.
Император Леопольд I был спокоен до тех пор, пока не умерла его супруга в 1673 году и в живых из наследников осталась лишь его дочь Мария-Антония. Бурбоны при этом уже имели достаточно претендентов мужского пола на испанский трон. Попытка сосватать Марию-Антонию Карлу II с треском провалилась: и на сей раз двор Бурбонов опередил Габсбургов, устроив в 1678 году свадьбу испанскому королю с дочерью Орлеанского герцога Марией Луизой. После её смерти в 1689 году Карл II вновь пошёл под венец с Марией Анной Пфальц-Нейбургской, но и этот союз не принёс Испании наследника.
К концу 17-го столетия вопрос о разделе испанского наследства становился острее. Кольцо вокруг немощного Карла II сжималось: королевское ложе стало настоящей ареной битвы между противоборствующими сторонами в вопросе назначения преемника. Бурбоны добивались признания кандидатуры Филиппа Анжуйского, внучатого племянника Карла и внука Людовика XIV. Австрийские Габсбурги настаивали на фигуре эрцгерцога Карла Габсбурга, сына императора Леопольда I, который являлся внучатым племянником отца Карла II.
29 сентября 1700 года посол императора Алоиз Гаррах и королева сумели уговорить Карла II передать наследство эрцгерцогу Карлу. Но когда первый министр кардинал Портокарреро узнал об этом, он надавил на немощного короля, и 2 октября монарх уже переписал завещание на Филиппа Анжуйского.
И уже в апреле 1701 года наследник испанского трона прибыл в Мадрид и был коронован как Филипп V. Тем временем французские войска захватили все крепости в испанских владениях в Нидерландах.
Антифранцузский союз: австрийские Габсбурги наносят ответный удар
Подобная ситуация не могла не взволновать имперский двор в Вене. Император Священной Римской Империи Леопольд I в сентябре того же года идёт на союз с английским монархом и голландским стаутхаудером. Антифранцузский союз был также укреплён прусским королём Фридрихом I, курфюрстом Георгом-Людвигом Ганноверским, и многими имперскими городами и мелкими князьями Германии.
Французский монарх Людовик XIV заручился поддержкой курфюрста Баварии Максимилиана-Иммануила, архиепископа и курфюрста Кёльна Иосифа-Клемента, а также итальянских герцогов Савойи и Мантуи.
На первом этапе, до 1707 года, борьба шла на нескольких направлениях с примерно равными силами: в Италии и на юго-востоке Франции, в немецких землях, Нидерландах и на северо-востоке Франции, а также в самой Испании.
Боевые действия начались летом 1701 года, когда имперский военачальник принц Евгений Савойский провёл свою армию через альпийские перевалы и вступил в Миланское герцогство, которое принадлежало испанской короне. Там же 20 июля он громит французскую армию маршала Катина на Веронской равнине при Карпи. В сентябре того же года имперские войска отражают атаку испанских отрядов у Кьярри и в феврале 1702 года разбивают французов под Кремоной. Французский маршал Вильруа оказался в плену. Но тем не менее новому командующему армии Бурбонов герцогу Вандомскому удалось сдержать в битве при Луццаре 15 августа 1702 года армию Евгения Савойского и не дать захватить Милан и Мантую. Тем временем в период между 1702—1703 годами на сторону императора перешли герцоги Модены и Савойи. Французы какое-то время довольно удачно бились с имперскими силами и их союзниками в Италии, пока на помощь к Евгению Савойскому не пришли войска Леопольда Дессауского из Германии. И 7 сентября 1706 года воины империи разгромили французов под Турином.
В начале весны 1707 года Франция подписала Генеральную капитуляцию: итальянские территории очищались от присутствия французских отрядов. Эта победа дала возможность эрцгерцогу Карлу Габсбургу (в ноябре 1703 года он провозгласил себя испанским королём Карлом III) овладеть Миланским герцогством и Неаполитанским королевством.
Союзники решили развить свой успех на юго-востоке Франции летом 1707 года, но десант в Провансе провалился. На севере англо-голландские силы герцога Мальборо в конце 1701 года оказались в Испанских Нидерландах. В 1702 году к ним на помощь выступили имперские подразделения маркграфа Людвига Баденского, но попали под удар французского маршала Виллара и были разбиты. Через год французы двинулись к отрядам баварского курфюрста и начали вторжение в Тироль, которое закончилось выступлением недовольного мирного населения. Объединённым войскам пришлось уйти в Баварию. Первую половину 1704 года основные боевые действия проходили в баварских землях. Развязка наступила 13 августа 1704 года при Гохштедте, где объединённые силы герцога Мальборо и Евгения Савойского нанесли тяжёлое поражение армии французского маршала Талара и курфюрста Баварии Максимилиана-Иммануила. Союзники изгнали из Баварии на левый берег Рейна, а после и в Нидерланды французско-баварские части.
В 1705 году новый император Священной Римской Империи Иосиф I совместно с Евгением Савойским и герцогом Мальборо разработал план вторжения во Францию. На границе подданные Людовика XIV смогли хорошо укрепиться, и внутри страны французы подавили протестантские мятежи, которые могли доставить массу проблем во время боевых действий. В мае 1706 года маршал Вильруа начал наступление на Брабант, однако уже 23 мая его войска были разбиты при Ромийи армией герцога Мальборо. В конечном итоге и испанские Нидерланды признали власть Карла III.
Тем не менее в 1707 году силы маршала Виллара выбили союзников из Эльзаса и перешли Рейн, но их дальнейшее продвижение было остановлено.
На Пиренейском полуострове активные столкновения начались после того, как в 1704 году в Португалии высадился англо-голландский десант, а эскадра Дж. Рука захватила Гибралтар и нанесла ряд поражений французскому флоту. Уже через год власть Карла III признали и Арагон, и Валенсия, и Каталония. Летом 1706 года англо-голландская армия с португальскими войсками предприняли наступление на Мадрид. Король Филипп V бежал из столицы: её в июне захватили португальцы. Однако появление французского маршала Бервика сломало все планы союзников: его поддержали жители Кастилии, и португальские силы оставили Мадрид. 25 апреля 1707 года он нанёс сокрушительное поражение английским и португальским войскам в битве при Альмансе. Контроль союзников над Испанией был потерян.
Распад коалиции Габсбургов
Ещё в 1708 году французы тщетно пытались вызвать волнения в Шотландии, чтобы отвлечь британские силы на континенте. Герцог Вандомский в том же году начал наступление на Нидерланды, но кампания французов 1708 года на северо-востоке провалилась: союзники довольно быстро собрали силы и ударили по Брабанту и Фландрии. После капитуляции крепости Лилль 25 октября 1708 года прямой путь на Францию перед войском герцога Мальборо и Евгения Савойского был открыт. Людовик XIV решительно выступил за мирные переговоры, которые лишь оттягивали время. В лето 1709 года армия коалиции пошла в наступление, но боевые действия по-прежнему проходили на территории Эльзаса, Фландрии и Нидерландов: долгая и изнурительная борьба заставила Людовика XIV договориться со своими противниками. Наконец, летом 1710 года в Гертруденбурге Бурбоны подтвердили свой отказ от испанской короны, но при этом французский король получал Сицилию в качестве «утешительного приза» за долгую борьбу.
Внутри Испании борьба продолжалась: союзная армия к осени 1710-го занимает Мадрид, но недовольное пришельцами население сплотилось вокруг герцога Вандомского, и к концу года его армия смогла очистить Испанию от англо-голландских сил.
Такой поворот событий резко менял расстановку сил. К тому же в Великобритании происходит смена политического курса: на выборах в парламент одержали победу тори, которые выступали против продолжения боевых действий. 17 апреля 1711 года бездетный император Иосиф I ушёл в лучший из миров. На его место был избран всё тот же эрцгерцог Карл, главный претендент на испанский престол, под именем Карл VI. Сосредоточение власти в его руках вызвало массу вопросов у членов коалиции. Британская корона опасалась нового возрождения империи Габсбургов: осенью 1711 года англичане вступают в тайные переговоры с королевским двором Бурбонов.
В начале 1712 года начал работать мирный конгресс в городе Утрехте, где представители антифранцузского союза занялись урегулированием конфликта.
Итогом стало подписание целой серии документов с 11 апреля 1713 по 6 февраля 1715 года, получившей название Утрехтский мир.
По условиям этих соглашений Филипп V признавался испанским монархом и владельцем заморских колоний, однако он и его наследники более не претендовали на французский трон. Испания отдала Сицилию Савойскому герцогству, а Великобритании — остров Менорка и Гибралтар. Французская корона оставила англичанам ряд колоний в Северной Америке, а Португалии полагались территории в долине реки Амазонки.
Новоиспечённый император Карл VI, несмотря на отсутствие союзников, продолжал борьбу с Людовиком XIV, но после поражений 1712−1713 годов решил пойти на переговоры. 6 мая 1714 года был заключён Раштадтский мир, который фиксировал признание испанским королём представителя дома Бурбонов. Взамен император получал Миланское герцогство, Неаполитанское королевство, Сардинию и Испанские Нидерланды. Франция оставила оккупированные в Эльзасе и Нидерландах крепости.
Конфликт окончился грандиозным переделом некогда могущественной Испанской державы и значительным ослаблением французской монархии.