От Меровингов к Каролингам
Рубеж VIII-IX вв. во многом стал временем, на которое выпало формирование конного ополчения — будущего европейского рыцарства. Всадники — по определению знатные воины. Это особо подчёркивалось в эпоху раннего Средневековья. Франкская держава была в авангарде процесса развития военной элиты. Конечно, в первую очередь важную роль играл технический прогресс: без развития кузнечного дела и появления новых образцов мечей, шлемов, щитов и панцирей сложно было бы представить средневековых рыцарей. Христианские ценности вносили свои коррективы в моральное состояние всадников: былые лихие вольности перестали пользоваться почётом. Да и процесс погребения элиты претерпел изменения: с VII века воинов перестали хоронить со сбруей. Вменялось служение верой и правдой королю или графам, но тем самым знать закрепляла за собой высокий статус, неся определённые потери в собственном суверенитете.
Согласно капитулярию 792 года, попасть в конное ополчение мог лишь тот, кто имел в своём распоряжении 12 мансов (комплекс жилых и хозяйственных построек, а также земельных владений). Таким владельцем мог быть либо небогатый сеньор, либо вассал, который служил в свите более знатных и обеспеченных людей. За службу в охране или ополчении, воин получал в дар оружие и всё необходимое снаряжение.
Историки часто связывают появление стройной организации конницы во франкском королевстве с именем майордома Австразии Карла Мартелла, который остановил в 732 году в битве при Пуатье арабское нашествие. Эта теория не раз подвергалась серьёзной критике. Но тем не менее, с воцарением новой династии Каролингов на франкском престоле роль конницы в общественной жизни и на войне возрастает. Это прекрасно иллюстрируют Анналы королевства франков, а также произведения поэта Эрмольда Ниггела. Коней становилось всё больше и больше: сборы ополчения на войну переносили на тёплое время года из-за нужды в корме для лошадей.
Каролингская конница: вооружение
Как историки сформировали образ франкского конного воина эпохи правления Карла Великого? В основном, изучая книжные миниатюры IX века. Самые известные изображения каролингских всадников мы можем увидеть на страницах Золотой псалтыри из монастыря Санкт-Галлен.
Наличие стремян сразу бросается в глаза: благодаря контактам со степными народами, европейцы стали активно их использовать в VII веке.
Копьё в основном использовали для нанесения колющего удара, но бывало и метали во врага. Круглый и выпуклый щит, который с двух сторон обтягивали кожей, относительно неплохо защищал как пехотинца, так и конного воина от метательного оружия.
Снаряжение франкских воинов подвергается дифференциации. Она связана с социальным и имущественным статусом того или иного представителя военной элиты. Шлем особо не модернизировали, его скорее укрепляли. Кольчугу носили менее обеспеченные воины. Часто своё снаряжение всадники вносили в завещания. Вассалы побогаче надевали броню: кожаный костюм, обшитый железными бляхами. Постепенно получал распространение чешуйчатый доспех.
Для «прародителей» рыцарства существовало всего два типа меча: короткий (от 65 до 80 см, легкий, с одним лезвием) и длинный (от 90 до 100 см, с двумя лезвиями). Короткий использовали чаще для боя, ведь он был более эргономичным. Длинный меч использовали если следовало добить противника. Совершенствование технологии изготовления оружия и прогресс в кузнечном деле дали ощутимые результаты: длинные мечи стали крепче, удобнее и качественнее.
Но стоимость полного комплекта оружия и снаряжения конного воина в империи Карла Великого заставляла их исправно служить своим господам — именно они обеспечивали стабильное материальное положение низшей знати. Также важно отметить, что военные клятвы в боевые подразделения внедрял сам император (например, в 789 и 802 году).
Конница в походах Карла Великого
Каждому, кто знаком с именем Карла Великого известно, что его внешняя политика была чересчур активной. Он фактически не покидал лошади: походы отнимали у него массу сил и времени. По определению его королевство, а позже и «возрождённая» империя оставались глубоко внутри германскими. Войн и споров между сеньорами и вассалами было просто не избежать: церковь хоть и запрещала убивать христианам друг друга, но это никак не останавливало знать. Вопрос был решён сам собой: конфликт с лангобардами, саксами, маврами в Испании и даже кратковременные встречи с норманнами давали возможность, так сказать, выплеснуть накопившийся негатив конного войска Карла Великого.
Нашлось место и для эпоса — с походами Карла связаны знаменитые произведения средневековой литературы. «Песнь о Роланде» и «Песнь о Гильоме» повествуют о подвигах франкской аристократии, которые отличились во время экспансии Карла.
Каролингская конница — это один из известных переходных этапов формирования классического средневекового рыцарства XII века. В нём ещё очень явно прослеживаются германские традиции и система ценностей, но уже наблюдается эволюция в отношении к службе, войне и собственности.