Во второй половине 1920-х годов, несмотря на наличие пулемета Максима-Токарева, в Красной Армии оставался открытым вопрос о принятии на вооружение ручного пулемета, сочетавшего в себе простоту и массовость производства, относительно небольшую массу и высокую скорострельность. И такой образец был создан Василием Алексеевичем Дегтяревым в 1926 г. При общей длине в 126 сантиметров и массе 8,4 кг пулемет оснащался дисковым магазином на 47 винтовочных патронов. Секторный прицел рассчитан на ведение огня до 1500 метров. ДП-27 имеет автоматический предохранитель, и вести огонь из пулемета возможно лишь плотно обхватив кистью шейку приклада. Сделано это было в целях безопасности для того, чтобы во время стрельбы исключить попадание пальцев стрелка под затвор. Хотя травмы при освоении и эксплуатации ДП все же бывали… Производство пулемета было развернуто в Коврове, где длительные годы жил и работал Василий Алексеевич Дегтярев.
Первое боевое применение ДП-27, предположительно, связано с конфликтом на КВЖД в 1929 году. К этому времени пулемет в значительном количестве уже находился в войсках. ДП-27 себя неплохо зарекомендовал во время боевых действий в Испании, на Хасане и Халхин-Голе. Однако к моменту начала Великой Отечественной войны пулемет Дегтярева уже уступал по ряду таких параметров, как масса и емкость магазина (или ленты), ряду более новых и совершенных образцов. Но говорить о том, что на 1941 г. ДП-27 безнадежно устарел, не приходится. Да, он проигрывал немецкому MG-34, но бывает и значительно хуже — например, итальянский пулемет «Бреда» 30. Магазин всего на 20 патронов, что для пулемета явно недостаточно. При этом каждый патрон должен смазываться маслом из специальной масленки. Попадает грязь, пыль, и оружие мгновенно выходит из строя. Можно только гадать, как с таким «чудом» можно было воевать в песках Северной Африки. Но и при минусовой температуре пулемет также не работает. Система отличалась большой сложностью в производстве и невысокой для ручного пулемета скорострельностью. Поэтому в разгар Второй мировой ДП-27 был далеко не лучшим, но и не худшим образцом ручного пулемета противоборствующих сторон.
В ходе массовой эксплуатации был выявлен и ряд недостатков ДП-27 — небольшая емкость магазина (47 патронов) и неудачное расположение под стволом возвратной пружины, которая нагревалась и деформировалась от частой стрельбы. Нелегким процессом была и смена ствола пулемета. В ходе войны определенная работа была проведена для устранения этих недостатков. В частности, была повышена живучесть оружия за счет переноса возвратной пружины в заднюю часть ствольной коробки, хотя общий принцип работы данного образца изменений не претерпел. У пулемета Дегтярева образца 1944 г. (ДПМ), в отличие от своего предшественника, присутствует пистолетная рукоятка, несколько изменена конструкция сошек, а автоматический предохранитель заменен предохранителем флажкового типа. С 1945 г. этот пулемет начал поступать в войска и использовался в боях на завершающем этапе Великой Отечественной, а также в ходе советско-японской войны.
На базе ДП-27 еще в 1929 году был создан очень удачный танковый пулемет ДТ-29, который стал основным советским танковым пулеметом Великой Отечественной войны. Он был компактен, имел складной металлический приклад и более емкий дисковый магазин на 63 патрона. ДТ-29 мог использоваться для ведения огня как из танка, так и спешившимся экипажем. Практически все советские танки оснащались данным пулеметом — а у легких плавающих танков Т-37 и Т-38 он являлся основным и единственным вооружением. В авиации был принят пулемет ДА в одиночном или спаренном вариантах, и значительная часть советских самолетов до середины 1930-х годов имела на вооружении в качестве оборонительного вооружения пулеметы Дегтярева. Но увеличение скоростей, живучести самолетов уже во второй половине 1930-х годов вынудила отказаться от ДА, заменив их более скорострельными пулеметами Шпитального-Комарицкого (ШКАС).
Применение ДП-27 нашло широкое отражение как в живописи, так и литературе. Отдельное место — это кинематограф, где пулемет Дегтярева представлен как самостоятельный образец, так и «дублер» другого достаточно известного пулемета. Речь идет о пулемете Льюиса, который в нашей стране использовался вплоть до Великой Отечественной войны и заметен на хронике парада 7 ноября 1941 года. В отечественных художественных фильмах это оружие встречается относительно редко, а вот частая имитация пулемета Льюиса в виде ДП-27 с надетым кожухом присутствует намного чаще. Оригинальный пулемет Льюиса запечатлен, например, в фильме «Белое солнце пустыни», где для съемок фильма из фондов Центрального Музея Вооруженных Сил Советской Армии был позаимствован подлинный образец, который присутствует в значительной части эпизодов. А вот в сцене стрельбы роль своего «коллеги» играет уже «замаскированный», с искусственным кожухом ДП-27, что можно узнать по сошкам пулемета. В свою очередь ДТ-29 «воспроизводит» пулемет Льюиса в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Пулеметы образца 1927 г. и 1944 г. оставались на вооружении стрелковых подразделений до конца 1940-х годов, когда постепенно им на смену пришел новый пулемет системы Дегтярева — РП-46, ключевым отличием которого являлось использование ленточного питания.