Экскурс в историю
Орден появился почти сразу после «бархатной революции». В конце 1989 года в Чехословакии в результате бескровного восстания было свергнуто коммунистическое правительство, а во главе страны встал писатель, гуманист, диссидент Вацлав Гавел. Именно по его указанию и был учреждён пятиклассовый орден Томаша Гаррига Масарика. Это была особая, но чрезвычайно почётная награда.
Томаш Гарриг Масарик был первым президентом независимой Чехословакии. Начинал как распространитель листовок, а потом стал одним из лидеров «Движения за независимость» — подпольной организации, которую в Вене именовали либо «чешской мафией», либо «разбойниками с большой дороги», хотя методы движения были ненасильственными, если не считать таковыми антиавстрийскую агитацию и сбор разведданных для Антанты. Став президентом, Масарик заручился широкой поддержкой чешской и словацкой интеллигенции. Его именовали «отцом независимости» и даже «президентом-освободителем».
Масарик умер в сентябре 1937 года, немного не дожив до оккупации Чехословакии, ставшей крахом созданной им независимой республики. Уже после войны его имя стало символом борьбы против коммунистов.
Первые кавалеры
Первое массовое награждение было проведено уже в 1991 году. Никакой торжественной церемонии при этом организовывать не стали. Что понятно: кавалеры не могли прибыть на награждение, ибо подавляющего большинства из них уже не было в живых. Все эти люди — борцы за независимость Чехии и Словакии — пали жертвами репрессий. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на десять имён, возглавляющих список кавалеров. Из них до 1991 года дожил лишь один человек — пианист и диссидент Рудольф Фиркушны.
В списке также художник Йозеф Чапек (брат Карела Чапека), умерший в 1945 году в нацистском лагере Берген-Бельзен, политик Милада Горакова, расстрелянная коммунистами по сфальсифицированному обвинению в подготовке государственного переворота, легендарный архиепископ Праги Йозеф Беран. Во время оккупации он был арестован гестапо и провёл пять лет в Дахау, а вскоре после освобождения подвергся гонениям уже со стороны коммунистов. Берана арестовали и 13 лет держали в заточении. В 1962 году его признали узником совести. Три года спустя власти разрешили архиепископу выехать в Ватикан, но обратно уже не пустили. Любопытно, что сам Томаш Гарриг Масарик так и не был награждён орденом, который носил его имя.
Изменение правил
Первоначально предполагалось, что кавалерами ордена будут становиться только граждане Чехословакии, но позже правила решено было слегка подкорректировать.
Во-первых, само слово «Чехословакия» вскоре исчезло с карты мира. 1 января 1993 года состоялся знаменитый «бархатный развод», после чего Чехия и Словакия разделились на два независимых государства. Перемены подобных масштабов сказались и на наградной системе. Орден Томаша Гаррига Масарика прекратил своё существование, но лишь временно.
В 1994-м его заново учредили, но те, кому он был уже вручён, своих орденов не потеряли. В 1995-м была проведена первая серия награждений переучреждённым орденом. На сей раз его получили преимущественно люди, на тот момент здравствующие, хотя список и открывал давно покойный писатель Карел Чапек, автор «Войны с саламандрами» и близкий друг Томаша Масарика. Тогда же в числе кавалеров впервые оказался человек, не имевший практически никакого отношения к Чехии, — член британской Консервативной партии сэр Бернард Брейн, известный борец за права человека. А со следующего года награждения иностранцев приобрели уже массовый характер.
Российские кавалеры
Они, разумеется, тоже есть. В 2003-м кавалерами второго класса ордена Томаша Гаррига Масарика стали вдова Андрея Сахарова Елена Боннэр и правозащитник Сергей Ковалёв. Одновременно с ними в кавалеры был произведён и учредитель ордена Вацлав Гавел, который в тот момент уже сложил с себя полномочия президента Чехии.
Маленький скандал
Без скандала тоже не обошлось. В 2005 году группа депутатов парламента Чехии предложила наградить орденом Томаша Гаррига Масарика знаменитого проповедника Яна Гуса, жившего на рубеже 14−15 веков. Инициатива была отклонена. Деятельность Гуса трудно было счесть борьбой за права человека, ибо такого понятия в те времена ещё не существовало, а боролся он преимущественно с моральным разложением высшего католического духовенства.
Инициаторы обиделись и стали апеллировать к наличию «странных», на их взгляд, имён в списках кавалеров. В качестве примера они приводили фигуру президента Бразилии Жуселину Кубичека ди Оливейры, который был посмертно награждён орденом Масарика в 1996-м году по неясным для парламентариев причинам. Жуселину Оливейра, конечно, критиковал тоталитаризм, но политическую карьеру начал при диктаторе Жетулиу Варгасе. А как президент он прославился только тем, что перенёс столицу из Рио в город Бразилиа. И причём здесь развитие демократии или борьба за права человека?