Василий Чапаев
Имя Василия Ивановича Чапаева ещё при жизни обросло легендами. Он не был главнокомандующим, не совершал масштабных боевых операций, но в сознании простых людей остался любимым командиром из народа.
Чапаев не имел никакого образования, кроме церковно-приходской школы и Военной академии в Москве, где он провёл всего 3 месяца. В этом смысле анекдоты про Василия Ивановича соответствуют действительности. Иное дело — сталинское представление о простоте Чапаева. На самом деле «красный атаман» был очень умным и находчивым человеком, прекрасно знал историю России, грамотно воевал.
На полях брани порывистый, бесшабашный командир-самоучка предпочитал партизанские методы, следил за дисциплиной, первым бросался в гущу сражения, подавая пример остальным. Именно таким его изобразили в своём фильме братья Васильевы.
После революции начальник 25-й стрелковой дивизии Красной армии Чапаев воевал против Колчака. Прекрасно изучив местность, в 1919-м он форсировал реку Белая и занял Уфу и Уральск. Там же в неравном бою с белогвардейцами оборвалась жизнь бравого комдива.
Гибель Чапаева тоже стала легендой. Одни считают, что он умер от ран в ходе перестрелки. Другие настаивают, что Василий Иванович утонул, переплывая реку Урал. Третьи и вовсе уверены, что начдив спасся. В народном сознании Чапаев действительно живее всех живых. Подтверждением этому служат бесчисленные рассказы и анекдоты.
Семён Будённый
Семён Будённый появился на свет в Донской станице Платовская в 1883-м. Девяти лет отроду он был определён молотобойцем в кузницу богатого купца. С утра до ночи он ковал подковы, а потом шёл прибираться в доме приказчика. Так он оплачивал своё образование: приказчик взялся обучить его грамоте и письму. В 20 лет кувалда, веник и книжка сменились винтовкой.
«Находясь в армии с 1 января 1904 года, имел за плечами Русско-японскую войну. В Первую мировую участвовал на Западном фронте, на турецком, в Месопотамии и в районе Багдада», — гласят дневниковые записи Будённого.
В Красную армию Будённый пришёл в самом начале, создав в феврале 1918-го конный отряд для борьбы с белогвардейцами на Дону. Он участвовал в разгроме Кавказской армии Врангеля, казачьих корпусов Мамантова и Шкуро, войск Деникина в Крыму.
В годы Великой Отечественной Семён Михайлович сначала был командующим группой армий резерва Ставки, затем, до катастрофы под Киевом, занимал пост главнокомандующего войсками Юго-Западного направления. Далее последовало руководство Резервным и Северо-Кавказским фронтами. Битва за Кавказ, которую сложно отнести к успехам Красной армии, вновь внесла коррективы в военную карьеру Будённого. В 1943-м он возглавил кавалерию РККА и оставался на этой должности до 1953-го.
Не стало легендарного наездника, создателя Первой конной армии, обладателя множества наград, одного из первых советских маршалов, в октябре 1973-го. Говорят, что любимый конь Будённого, Софист, увековеченный скульптором Томским, плакал, как человек, когда хозяин отправился в лучший из миров.
Михаил Фрунзе
Михаил Васильевич Фрунзе появился на свет в городе Пишпек в семье фельдшера и крестьянки. Он был вторым из 5 детей. Отца не стало, когда Мише было 12 лет. Семья терпела большую нужду, поэтому плату за образование двух старших братьев взяло на себя государство. Предметы будущему полководцу давались легко, особенно языки, и директор гимназии прочил одарённому юноше большое будущее. Учебное заведение Михаил окончил в 1904-м с золотой медалью, без экзаменов был зачислен на экономическое отделение Петербургского политехнического института.
О своей стремительной военной карьере Фрунзе впоследствии говорил, что начальное военное образование получил, стреляя в урядников в Шуе, среднее — против Колчака, а высшее — на Южном фронте, разгромив Врангеля. Будучи храбрым человеком, Михаил Васильевич всегда шёл в авангарде. В 1919-м под Уфой это чуть не стоило ему жизни.
Не боялся Фрунзе «воевать» и с восставшими крестьянами, карая их за «классовую несознательность». Он был талантливым организатором и умело подбирал компетентных специалистов. Правда, председатель Реввоенсовета Троцкий по этому поводу не выказывал особого восторга, считая, что командарма «увлекали абстрактные схемы, он плохо разбирался в людях и легко подпадал под влияние специалистов, преимущественно второстепенных».
Согласно официальной версии, Михаил Васильевич Фрунзе умер после операции на желудке 31 октября 1925 года.
Григорий Котовский
Сын мещанина Ивана Николаевича Котовского Григорий пришёл в революционеры из криминальной среды. Он убил несговорчивого отца своей возлюбленной и сжёг имение. Скрываясь в лесах от правосудия, будущий комдив из каторжников и заключённых сколотил банду, преступления и разбои которой отличались особой дерзостью и цинизмом. Физически сильному и ловкому от природы, Григорию каждый раз удавалось уйти от ответственности, но в 1907-м удача отвернулась от него. Приговорённый к 12 годам каторги, он по этапу был отправлен в Сибирь. Рассчитывая на амнистию, но так её и не получив, Котовский спустя 6 лет бежал вновь. В 1915-м в родной Бессарабии он возглавил новую банду.
Налёты на конторы и банки привели легендарного командира к виселице. Но тут грянула революция. Условно освобождённый и отправленный на фронт, уже осенью 1917-го за храбрость в бою Котовский был награждён Георгиевским крестом. Далее последовала работа по установлению советской власти в Одессе, борьба с петлюровцами, махновцами и антоновцами, активное сотрудничество с Мишкой Япончиком.
Имя последнего, кстати, фигурирует в одной из версий причин убийства Котовского. Якобы за расстрел «криминального авторитета» Одессы красному командиру отомстил его бывший адъютант.
Николай Щорс
Николай Щорс был родом из маленького Сновска. Окончив церковно-приходскую школу, он принял решение идти в семинарию, хотя о карьере священника никогда не мечтал. Всё изменила Первая мировая война.
Оставив за плечами обучение в киевской военно-фельдшерской школе, участие в боевых действиях на Северо-Западном фронте, Николай перебрался в аудитории Виленского военного училища, по ускоренному курсу готовившего младших офицеров-прапорщиков для действующей армии. Затем последовала служба на Юго-Западном и Румынском фронтах, чин подпоручика, инфицирование туберкулёзом.
В Симферополе, где Щорс проходил лечение, он попал под влияние большевиков, приобщился к революционному движению и, вернувшись на родину, отправился под алые стяги. Когда германские войска оккупировали Черниговщину, экс-подпоручик в полной мере проявил свой полководческий талант: организовал повстанческий партизанский отряд и 2 месяца «будоражил» немцев, а затем отошёл на территорию советской России.
С 1918-го военная карьера Щорса стремительно набирала темпы: сначала он командир «Украинского революционного полка имени товарища Богуна», затем командир 2-й бригады 1-й Украинской советской дивизии, после занятия Киева — военный комендант, далее — начальник 44-й стрелковой дивизии РККА. Возможно, «украинский Чапаев», как называл Николая Щорса Сталин, достиг бы ещё больших высот, если бы пуля не оборвала его жизнь. Кто выпустил эту пулю — загадка до сих пор.