«Император отпраздновал в Кёльне свою свадьбу, взяв в жёны вдову маркграфа Удо (Генриха III), дочь короля Руси». Таким был брак правителя Священной Римской империи Генриха IV и дочери киевского князя Всеволода Ярославича Евпраксии, заключённый в 1089 году. Спустя почти полгода иностранка стала императрицей. Однако дальнейшая биография новоиспечённой немецкой государыни была связана со скандалами.
Внучка Ярослава Мудрого
Дата рождения Евпраксии не отражена в источниках. Исследователи полагают, что она появилась на свет на рубеже 1060−1070-х гг. Она была третьим или четвёртым ребёнком переяславского князя Всеволода Ярославича, четвёртого сына Ярослава Мудрого. Её мать, вторая жена Всеволода Анна, являлась половецкой княжной. Владимир Мономах приходился Евпраксии сводным братом.
Князь Всеволод был одним из образованнейших людей своего времени. Он знал пять языков, способствовал развитию монастырей, а Владимир Мономах в своём «Поучении» отзывался о своём отце как о чрезвычайно добром человеке. О матери Евпраксии почти ничего неизвестно. Можно лишь предполагать, что она, как многие полочанки, была своенравна и передала частично эту черту дочери — так же, как и восточную красоту.
Судьба Евпраксии во многом была предрешена. Дочери князей становились инструментами дипломатической политики Рюриковичей, которые в эпоху Ярослава Мудрого и после него обладали серьёзным весом в восточноевропейских делах. Родная тётя Евпраксии, Анна, была королевой Франции. Племяннице же предстояло стать не просто королевой, а германской императрицей, хоть и не сразу.

Женитьба Евпраксии на саксонском маркграфе Генрихе Штадене была частью политического плана Всеволода, боровшегося со своим племянником, Ярополком Изяславичем. Тот имел влиятельных родственников в Европе благодаря выгодному браку с Кунигундой Орламюндской, дочерью одного из немецких графов. По всей видимости, дабы изолировать своего соперника, Всеволод инициировал династический брак своей дочери и саксонского маркграфа.
Точное время прибытия Евпраксии в Германию также неизвестно. Учитывая годы жизни Генриха, исследователи называют промежуток между 1083 и 1086 гг. (время правления саксонского маркграфа). Исследователи предполагают, что посредницей в организации свадьбы стала Ода Штаденская, жена Святослава Ярославича, брата Всеволода. Европейские хроники оставили скупое, но любопытное описание приезда Евпраксии ко двору Генриха: оно состоялось «с большой пышностью, с верблюдами, нагруженными драгоценными одеждами и каменьями, а также бесчисленными богатствами».
Семейное счастье, судя по всему, было недолгим. Через некоторое время Генрих скончался, и Евпраксия осталась вдовой саксонского маркграфа. Тем не менее свободной она оставалась недолго. Довольно скоро к дочери Всеволода посватался не кто-нибудь, а сам император Генрих IV.
Семейная жизнь
По всей видимости, впервые император и Евпраксия встретились ещё при жизни маркграфа Генриха. Полу-полочанка, уроженка далёкой Руси, для средневековой Германии была явлением довольно экзотическим. Можно предположить, что император влюбился в молодую маркграфиню. Однако в будущем союзе был и политический смысл, который прослеживался на нескольких уровнях. С одной стороны, брак на вдове саксонского маркграфа примирял государя с этим регионом, в котором были сильны сепаратистские настроения. С другой — союз с далёкой Русью был выгоден Генриху в условиях противостояния с папой римским. Известно, что антипапа Климент III, поддерживавший германского государя, отправлял посольство в Киев, которое, помимо задач «примирения» западной и восточной христианских церквей, могло решить и задачу сватовства.
Евпраксия готовилась к будущему замужеству под руководством сестры недавно скончавшегося мужа, аббатисы Кведлинбургского монастыря Адельгейды. Примечательно, что это место считалось весьма привилегированным пунктом пребывания знатных дам Священной Римской империи. Здесь Евпраксию познакомили с придворным этикетом и особенностями внутренней политики Германии. Летом 1089 года наконец состоялась свадьба. Евпраксия приняла новое имя — она вошла в историю как императрица Адельгейда.
Первые годы брака прошли спокойно — во всяком случае письменные источники не сообщают о событиях, происходивших с супружеской четой. Это в том числе говорило о слабом влиянии Евпраксии-Адельгейды на придворные дела, она не успела приобрести достаточное влияние для каких-либо самостоятельных действий. Лишь однажды сообщается о том, что по просьбе жены Генрих IV наделил земельным владением некоего министериала Мейнгера.
В то время германский император оказался в тяжёлом положении. Конфликт с папой Урбаном II из-за инвеституры разросся до крупных боевых действий в Италии. В 1090 году Генрих IV перебрался на полуостров на постоянной основе вместе с женой и двором. Несколько лет Евпраксия провела в Вероне, где и начались осложнения отношений с мужем. В 1092 году она родила императору сына, который, к несчастью родителей, довольно скоро скончался.

Неудачи в войне с итальянской коалицией, возглавляемой династией Вельфов, видимо, не могли не сказаться на психологическом состоянии Генриха. Источники сообщали о том, что он начал беспочвенно ревновать свою жену. Эта ревность вскоре превратилась в настоящие издевательства и подозрения в измене. В Вероне Евпраксия фактически превратилась в узницу. Косвенные данные сообщают о том, что император позволял издеваться над ней другим людям.
Примерно в то же время Генриху изменил его сын, Конрад. Разрыв с отцом произошёл, по сообщениям некоторых источников, после совершенно безумной истории. Император убеждал своего сына соблазнить названную мать. «Король, уговаривая его, принялся утверждать, будто он не его сын, а одного чужака, швабского герцога, на которого названный Конрад был чрезвычайно похож лицом». После этой истории Конрад покинул отца и перешёл в стан его противников. Психологическое состояние императрицы, судя по всему, усугублялось и известиями из дома. Весной 1093 года скончался Всеволод Ярославич, а чуть позднее после неудачного похода на степняков-половцев погиб её брат, Ростислав.
Известия об издевательствах над Евпраксией вскоре стали достоянием широкой общественности. У императрицы появились сочувствующие — прежде всего из стана сторонников римского папы. В конце 1093 года Евпраксии удалось скрыться из Вероны при поддержке графа Вельфа и его жены, Матильды Тосканской. Именно к последней в Каноссу и уехала императрица.
Обвинения
Благодаря Матильде Евпраксия смогла напрямую обратиться к папе Урбану II. Были организованы церковные слушания в Констанце и Пьяченце с промежутком в полгода. Процессы против императора Генриха были чрезвычайно выгодны понтифику — это был лишний повод выставить своего соперника в неблагоприятном свете. Этому вполне способствовали показания императрицы: помимо обвинений в издевательствах из уст Евпраксии прозвучали и другие обличения. Выяснилось, что император Генрих принуждал свою жену к проституции и подвергал её различным издевательствам. Каким именно — неизвестно, было решено «не осквернять бумагу» таким святотатством.

Существует мнение, что на самом деле никаких издевательств не было, и Евпраксию попросту «завербовали» противники Генриха, дабы опорочить его репутацию. Сведения о «веронском пленении» Рюриковны содержатся главным образом в хрониках и анналах, авторы которых поддерживали римского понтифика. Свидетельств в пользу этой версии тем не менее нет. После дачи показаний папа Урбан II признал брак Евпраксии и германского императора недействительным, отпустил грехи пострадавшей женщине, а самого Генриха вновь предал анафеме.
После окончания разбирательств Евпраксия приняла решение вернуться на родину. До прибытия на Русь она некоторое время провела в Венгрии, после чего в 1099 году оказалась в Киеве, где стала жить с матерью. В 1106 году Евпраксия постриглась в монахини, а спустя три года скончалась.