Под ассирийским гнётом
В истории Мидии до сих пор много белых пятен. О государстве, которое ярко вспыхнуло в середине 600-х годов до н. э., известно благодаря записям ассирийских царей, а также греческих историков. Мидяне упоминаются во время правления Саргона II, который совершил военные походы в Мидию, обложив местное население данью. Но тогда мидяне жили разрозненно, о полноценном государстве речи не шло.
На протяжении длительного времени территория Мидии находилась под контролем могущественной Ассирийской державы. Взамен мидяне получили защиту от киммерийцев и скифов. Правда, помощь была весьма условной, поскольку кочевники наносили молниеносные удары, после чего уходили, избегая масштабных сражений.
Соответственно, мидяне находились в истерзанном состоянии, что лишь отдаляло формирование единого государства с централизованной властью. По версии Геродота, ситуация изменилась в 700 году до н. э. Правителем Мидии, её первым царём, стал Дейок, человек, который до этого являлся судьёй. Благодаря своему высокому авторитету он сумел объединить разрозненные поселения мидян в единое царство. Началось строительство городов. Кроме этого, мидяне перестали платить дань ассирийцам.
Дейок правил долго, несколько десятилетий. Он смог не только построить полноценное государство, но и укрепить центральную власть. После смерти царя (ориентировочно в 647 году до н. э.) трон унаследовал его сын Фраорт. При новом правителе Мидия сумела покорить земли, где жили родственные им персы. Затем он начал присоединять к своему царству новые территории. Это привело к военному конфликту с ассирийцами. По одной из версий, войска Фраорта сражались с армией Ашшурбанапала. В той битве мидяне потерпели поражение, а сам царь погиб.
Расцвет Мидийского царства
Ориентировочно в 625 году до н. э. (по другой версии, в 653 году до н. э.) к власти пришёл Киаксар. В это время Мидия подвергалась постоянным нападениям скифов. Это отдаляло время главного триумфа мидян в их истории — победы над Ассирией.
Именно Киаксар в союзе с Вавилоном наносил один за другим сокрушительные удары по некогда великой державе. Мидяне сумели захватить Ашшур, затем пала и Ниневия. На руинах Ассирийской державы возникла новая, Мидийская держава. Киаксар присоединил к своему царству территорию Северного Междуречья, после чего обратил взор на Урарту.
Началась новая война. В 608 году до н. э. царство на Армянском нагорье было завоёвано. При этом мидяне не уничтожили его, а присоединили, обложив налогами. Затем Киаксар подчинил несколько мелких царств в восточной части Малой Азии. Есть предположение, что мидяне приняли участие и в последней битве в истории Ассирии — в сражении при Каркемише в 605 году до н. э. Тогда объединённые ассирийско-египетские войска сразились с армией вавилонского царя Набопаласара. Возможно, окончательно добить кровного врага Набопаласару помог Киаксар. После этого военный союз Мидии и Вавилона распался. Царства принялись решать свои задачи.
Киаксар продолжил расширять границы своих владений, пока не упёрся в Лидию — главную державу Малой Азии. Началась новая война, которая закончилась в 585 году до н. э. в битве на реке Галис. Сражение пришлось остановить из-за солнечного затмения. Стороны восприняли его как знак свыше и заключили мир. Граница между Лидией и Мидией пролегла как раз по реке. Что же касается Киаксара, то он умер в том же 585 году до н. э., трон занял его сын Астиаг.
В отличие от деда и отца, Астиаг не пользовался поддержкой внутри страны. Причём недовольны им были как представители элиты, так и простой народ. Причина была в жёсткой и недальновидной политике Астиага. Он не отличался дипломатическими навыками, поэтому быстро нажил себе много врагов. К тому же, попытки царя полностью сосредоточить власть в своих руках, без учёта интересов элиты, оставили его без союзников. Однако Астиаг не обращал на это внимания. Именно при нём Мидия достигла пика своего могущества. Царство занимало огромную территорию, а его столица — Экбатана — являлась одним из крупнейших городов региона.
Однако Мидийское царство представляло собой колосс на глиняных ногах. И дело было не только в политике Астиага. Главной проблемой, которая терзала мидийские элиты, являлось отсутствие прямого наследника, что грозило расколом и гражданской войной.
Гибель Мидии
Тяжёлая внутриполитическая обстановка в Мидии не позволила Астиагу вовремя увидеть угрозу, исходящую из Персии. Мидяне и персы были родственными народами, однако победители Ассирии считали своих братьев более дикими и отсталыми, потому не воспринимали их всерьёз. Кир II сумел не только прийти к власти в Персии, но и сплотить вокруг себя народ. После этого последовало восстание.
Мидяне смогли бы подавить мятеж в зародыше, сил на это хватило бы, если бы не одно «но» — Астиаг. Политические элиты восприняли мятеж Кира как возможность убрать неугодного царя. В 553 году до н. э. персы перешли в атаку. Астиаг был предан ближайшим окружением. Для политических элит восстание персов было всего лишь сменой правящей династии, они не беспокоились о судьбе своего государства.
Однако Астиаг без боя не сдался. Ему даже удалось выйти победителем в нескольких битвах. Но войну он всё же проиграл. По одной из версий, в решающей битве мидяне во главе с Астиагом начали теснить персов. Казалось, ещё чуть-чуть и армия Кира дрогнет. И тогда на помощь пришли персидские женщины. Матери и жёны устыдили воинов, упрекнув их в трусости. И это перевернуло ход сражения. Персы победили. А на месте битвы по приказу Кира был построен город Пасаргад. По легенде, все персидские цари, посещавшие город, платили местным женщинам по золотой моменте в знак памяти о том, что благодаря им удалось одержать победу.
Затем пала столица. Кир объявил себя царём Персии и Мидии. По одной из версий, перс проявил благородство по отношению к последнему мидийскому царю. Астиага не казнили, а отправили в качестве наместника в отдалённую область. Да и сами мидяне не пострадали, они считались равными персам. Экбатана получила статус одной из столиц державы Ахеменидов. После победы над мидянами Кир продолжил военную кампанию. Он сумел присоединить к своему царству все земли, которые входили в состав Мидии.
Мидия сохраняла статус сатрапии в царстве Ахеменидов вплоть до прихода Александра Македонского. В то время там правил сатрап Атропат. Он не стал сражаться с Александром, а признал его власть и сохранил должность. Однако после смерти великого завоевателя, начался процесс разделения огромной империи. Ориентировочно в 323 году до н. э. Атропат потерял почти все свои земли, сохранив лишь северную территорию сатрапии. И она превратилась в отдельное государство — Мидию Атропатену. Правда, вскоре «Мидия» из названия исчезла. Но это уже другая история.