Медицина Каролингской эпохи
Главный хронист каролингской державы Эйнхард отмечал, что Карл Великий умер в 814 г. от осложнений, которые он получил от тяжёлой простуды. Иными словами — от плеврита. Ещё один летописец Астроном отмечал, что перед смертью Людовика Благочестивого у императора был отёк лёгких: «мокрота, прилившая в его грудную клетку, затвердела, и образовался нарыв, опасный для жизни». Это может говорить лишь о том, что в империи интеллектуалы хорошо определяли болезни и ставили диагнозы.
Лекари-профессионалы, конечно же, находились при дворе монарха. К примеру, в 817 г. с Людовиком Благочестивым произошёл несчастный случай во время прогулки в окружении свиты по крытой галерее из капеллы в Аахенский дворец. Прогнившая крыша обрушилась на людей: свита довольно серьёзно пострадала, а император отделался лёгкими ушибами и царапинами. Хронист отметил, что благодаря стараниям врачей монарха сам Людовик довольно быстро пришёл в себя и уже спустя три недели участвовал в охоте в окрестностях Нимвегена.
Личности этих умельцев остались неизвестными. Но хронист Рихер Реймский сообщал, что в начале 10-го в. при дворе Каролингов трудился некий человек из Салерно. Именно там находилась самая известная медицинская школа того времени. Выходец из Италии не отличался теоретическими знаниями, однако обладал богатым практическим опытом.
Медицинские знания передавались в основном персонально: в монастыре — от учителя к ученику, а в семье — от родителей к детям. Также сведения хранились в древних и раннесредневековых произведениях писателей. К примеру, «Естественная история» Плиния, «Медицинская книга» Квинта Серена Самоника, «Гербарий» Псевдо-Апулея, труды Диоскурида и «Этимологии» знаменитого Исидора Севильского. Все эти работы встречались в книжных собраниях монастырей — таких, как Сен-Гален.
Античность знала гуморальную теорию или учение о четырёх жидкостях, которую окончательно сформулировал врач и философ 2-го в. Клавдий Гален, в свою очередь черпавший вдохновение в идеях Гиппократа. Согласно этой теории, в теле человека присутствовали кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь и флегма. В здоровом организме они находятся в правильной пропорции. Нарушение баланса ведёт к болезням и недугам. Лечение заключалось, прежде всего, в восстановлении баланса и гармонии жидкостей.
В Средневековье эту теорию не только знали, но и активно ею пользовались. Отсюда повсеместная практика кровопускания и очищения желудка. Но нередко эти методы приводили к смерти немощного пациента.
Неизвестный биограф императора Людовика Благочестивого отмечал, что отёк лёгких у него случился именно из-за избытка флегмы в его организме. Ко всему прочему императора постоянно рвало. Подобные мысли высказывал и хронист Рихер Реймский.
При Каролингах были предприняты попытки систематизации медицинских знаний, которые западная цивилизация унаследовала от античного мира. В конце 8-го в. в Лоршском монастыре была составлена «Фармакопея». Рукопись представляла собой краткий очерк по истории врачебного дела, включала в себя клятву Гиппократа и 482 медицинских рецепта. Неизвестный монах хоть и использовал знания античных эскулапов, но всё же смог найти общий язык с ревностными христианами. Ведь они считали любую болезнь проявлением божественной воли. Монах оказался хитрее: он заметил, что лечение избавляет от страданий и является подлинно христианским проявлением любви к ближнему. Этот кодекс оказался очень популярным и даже дошёл до германских императоров Оттона III и Генриха II.
Никуда не делась и народная медицина, которой не пренебрегали и учёные люди. Валафрид Страбон в своей поэме «Садик» описал 20 растений из монастырского сада и привёл к ним медицинские рекомендации. Головную боль и головокружение снимал полынный отвар, боль в груди устранял отвар шандра, боли в горле и хрипоту — сок мяты, кашель — редька, полевая трава помогала справляться с запорами, а при несварении желудка помогал микс из сока сельдерея, воды и уксуса. Недуги мочевого пузыря устраняла смесь растолчённого шпажника и вина.
Современному человеку ясно, что такими методами сложно бороться с серьёзными заболеваниями и травмами, а также с обыденными болезнями в тяжёлой форме. Поэтому вся надежда возлагалась на пост и молитву. В 868 г. каролингские монархи Западного и Восточного королевств франков издали совместный указ о соблюдении всеобщего трёхдневного поста из-за большой вероятности новой вспышки чумы.
Гигиена эпохи Каролингов
Общественные бани и культура хождения в них в Раннее Средневековье практически полностью исчезла. И всё-таки люди не перестали мыться совсем. Простой люд купался в водоёмах. Церковь считала, что по воскресеньям запрещалось принимать ванну, но можно было мыть голову и ноги при необходимости.
Сам Карл Великий довольно часто принимал ванны в термальных источниках близ Аахена, где вместе с императором периодически купалось до сотни его приближённых. Знать активно перенимала эти правила придворной жизни. Каролингский «Капитурлярий о поместьях» предписывал организовать мыловаренное производстве для ежедневной поставки мыла к королевскому двору. Карл лично заставлял управляющих поместьями использовать прессы для давки винограда. Ногами это делать возбранялось. Продукты питания и напитки (вино, сало, вяленое мясо, рыбные консервы, пиво, мёд и муку) следовало делать с «величайшей опрятностью». Иными словами — чистыми руками. Чистота была регламентирована на кухнях, пекарнях и даже в хлеву.