Второй сын Кичи-Мухаммад-хана
Последний хан был впервые упомянут в русских источниках примерно в 1460 году, когда с войском разорял окрестности Переяславля-Рязанского. Летописцы назвали Ахмата «царём». Это свидетельствовало о том, что уже тогда он занимал трон.
В 1459 году перестали чеканить монеты с изображением Кичи-Мухаммада, и его сыновья Махмуд и Ахмат пришли к власти в Орде. Формально у каждого была своя сфера влияния. Махмуд, как старший сын, сохранил за собой номинальное главенство в ставке в Хаджи-Тархане и ряд территорий в южнорусских степях и Северном Причерноморье. Ахмат владел Поволжьем и всеми восточными землями Золотой Орды, а также Сараем — древней столицей Улуса Джучи. Однажды Махмуд отправился в поход на некие русские земли, но на Дону на него напали войска крымского хана Хаджи-Гирея. Множество сторонников Махмуда попало в плен, и он был вынужден вернуться в свою ставку на Волге. Крымский хан после победы над золотоордынским правителем решил провозгласить себя ханом Большой Орды. Но в августе 1466 году Хаджи-Гирей умер.
У Ахмата были проблемы другого рода — его беспокоили ханы бывшей Кок-Орды (Синей) Шибанидов, которые являлись правителями государства кочевых узбеков. Их интересы пересекались в Хорезме. Ещё в 1450-е гг. женой Ахмата стала Бади ал-Джамал — сестра потомка Тамерлана, Хусейна Байкары. Приданым было решено отдать хану Золотой Орды Хорезм, который был в руках Тимуридов с 1412 года. Но у Ахмата нашёлся соперник — Абу-л-Хайра, узбекский хан, который не хотел делиться властью с золотоордынским правителем. После его смерти в 1468 году Ахмат начал активно действовать.
Абу-л-Хайра сменил Йадгар-хан: Ахмат довольно быстро договорился с ним, так как его отец помог Кичи-Мухаммаду взять власть в Золотой Орде. Но уже в 1469 году Йадагар-хан, будучи в почтенном возрасте, внезапно умер. Местная знать возвела на трон Шайх-Хайдара, сына покойного Абу-л-Хайра. Он не имел той же поддержки среди степных аристократов, и вскоре против него взбунтовались те, кто открыл ему дорогу к трону. Глядя на это, Ахмат более рьяно включился в борьбу за Восточный Дешт и Хорезм. Уже в 1470—1471 гг. узбекский хан потерял влияние в своих землях. Ахмат смог выстроить доверительные отношения с противниками Шайх-Хайдара: он взял в жёны сестру ногайских мурз Мусы и Ямгурчи, а также заручился их поддержкой в овладении Хорезмом.
Последний хан Золотой Орды
Брат Ахмата, Махмуд, умер в своей ставке Хаджи-Тархане. Золотоордынский хан поспешил в Поволжье. В 1471 году Ахмат прибыл к покойному брату и узнал, что его сын Касим дал приют внукам Абу-л-Хайра — царевичам Махаммаду Шайбани и Махмуд-султану. Хан решил расправиться с претендентами на державу кочевых узбеков: Ахмад объединился с ногайским бием Аббасом, а позднее двинулся с войском к Хаджи-Тархану, взяв его в осаду. Беглецов в городе не оказалось, и Ахмат решил двинуться на Русь, чтобы показать, что власть хана над вассалами не ослабла. Войска хана разорили юго-западные города русских княжеств, а также полностью сожгли Алексин.
Мухаммад Шайбани, собрав силы, напал на кочевья Ахмат-хана и заставил того вернуться в Восточный Дешт. Но в 1472 году конфликты с кочевыми узбеками уже прекратились: Ахмат оставил свои претензии на Хорезм.
Утвердившись на престоле Джучидов, Ахмат заключил в 1471 году союз с польским королём и великим князем литовским Казимиром IV Ягеллоном. В том же году венецианцы направили к хану секретаря сената Джованни-Баттисту Тревизано с подарками, чтобы установить с ним связь. Республика видела в Ахмате сильного союзника в борьбе с турками-османами, которые угрожали Европе. К хану посланник попал лишь в июле 1474 года. Ахмата уговорили на сбор двухсоттысячной армии для похода против турок через Дунай по побережью Чёрного моря. Однако Казимир IV был не рад этим планам: он не захотел пропускать войска хана через свою территорию. Венецианцы тоже передумали: в 1477 году посол был отозван назад.
Княжество Феодоро и генуэзские колонии в Крыму, а также Трапезундская империя пали под ударами турок. Орда Ахмата осталась без союзников. В 1476 году племянник Ахмата, воспользовавшись смутой на полуострове, стал правителем Крыма. После этого Ахмат направил «ярлык» турецкому султану Мехмеду II, но при этом сохранил дружеский тон. В Крыму ставленник Ахмата не удержался: через год там утвердился Менгли-Гирей, который присягнул на верность турецкому султану. На этом действия хана Золотой Орды на юге закончились.
Москва тем временем необычайно окрепла. В 1479 году Ахмат потребовал дань от своего вассала, но получил решительный отказ: Иван III «истоптал басму» и выгнал послов в Орду. В июне 1480 году хан выступил с армией к реке Угре, надеясь на поддержку Казимира IV. Туда же устремились полки московского князя. 11 ноября 1480 года войска Ахмата устали «стоять» на Угре и отступили. Именно это событие ознаменовало конец зависимости Руси от Золотой Орды. Казимир не помог Ахмату: хан решил напоследок пройтись по его городам (Мценск, Перемышль, Одоев, Козельск, Воротынск и Белёв). Якобы Ахмат наказал князей, которые восстали против польского короля. Армия была распущена.
Вскоре в Тюмени созрел заговор: местный правитель Ибрак и ногайцы Муса и Ямгучи выступили против хана. В январе 1481 года мятежники напали на стан Ахмата и застали его врасплох. Хан был убит в собственном шатре. Он оставил много сыновей, которые принялись делить власть на руинах некогда могущественного государства. Однако величие Золотой Орды осталось в прошлом.