Начало эпохи дворцовых переворотов
Хронология
Основные периоды эпохи дворцовых переворотов
Фаворитизм во время дворцовых переворотов
Внешняя политика в эпоху дворцовых переворотов
Конец эпохи дворцовых переворотов и её последствия
Полный придворных интриг, шантажа, коррупции и предательств, 18-й век запомнился потомкам, с лёгкой руки отечественного классика Василия Ключевского, как «эпоха дворцовых переворотов». В исторической науке по сей день нет согласия относительно его временных промежутков и оценок некоторых событий — именно поэтому эта тема вызывает живой интерес как в академических кругах, так и среди обывателей. По разным оценкам, эпоха дворцовых переворотов длилась с 1722-го по 1762-й.
Начало эпохи дворцовых переворотов
Ночью 28 января 1725 года Пётр Алексеевич Романов, первый российский император, победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, скончался. Страна оказалась в тяжёлом положении — официального наследника у отдавшего душу богу царя не было из-за того, что тот ещё в 1722 году издал «Указ о престолонаследии», по которому наследник престола назначался самим монархом. Таким образом, упразднялся старый обычай передачи власти наследникам по мужской линии. Причиной такого решения стал инцидент с сыном Петра, царевичем Алексеем, который не был доволен реформами отца и, по некоторым свидетельствам, возглавлял «консервативную» оппозицию самодержцу.
Уже сам факт появления такого указа мог серьёзно подорвать легитимность наследников (назначенных или кровных) Петра Великого. Поэтому внезапная смерть самодержца, который не успел оставить законного наследника, лишь усложнила ситуацию. [Сборник: Пётр I]
По воспоминаниям Геннига-Фридриха фон Бассевича, на смертном одре Пётр успел произнести лишь два слова: «Оставьте всё…», после чего потерял сознание, а через несколько часов и вовсе скончался. Тем не менее высшие сановники империи были готовы к скорой смерти государя — уже утром 28 января Сенат, под давлением введённых сподвижником Петра Александром Меншиковым в зал совещаний гвардейцев, постановил считать наследницей трона жену умершего, Екатерину (Марту Скавронскую). Этот день стал началом эпохи дворцовых переворотов.
Хронология:
-
5 февраля 1722 года — Указ о престолонаследии, отменивший традиционную передачу трона от отца к старшему сыну.
-
28 января 1725 года — смерть Петра I, начало царствования Екатерины I. Первый дворцовый переворот, инициированный Александром Меншиковым.
-
Февраль 1726 года — учреждение Верховного Тайного Совета во главе с Александром Меншиковым.
-
6 мая 1727 года — воцарение Петра II после смерти Екатерины I.
-
9 сентября 1727 года — низложение Александра Меншикова. Его отправка в ссылку в Берёзово. Второй дворцовый переворот.
-
25 февраля 1730 года — начало правления Анны Иоанновны. Публичный разрыв уже подписанных «Кондиций». Третий дворцовый переворот. Начало «Бироновщины».
-
17 октября 1740 года — смерть Анны Иоанновны, начало правления малолетнего Ивана VI при регентстве Анны Леопольдовны.
-
9 ноября 1740 года — свержение Бирона гвардейцами под руководством Христофора Миниха. Четвёртый дворцовый переворот.
-
25 ноября 1741 года — свержение Иоанна VI, возведение с помощью гвардии на престол Елизаветы Петровны. Пятый дворцовый переворот.
-
28 июня 1762 года — заговор против Петра III. Возведение на престол Екатерины II. Шестой дворцовый переворот.
Некоторые исследователи считают, что к эпохе дворцовых переворотов также относятся события стрелецкого восстания 1689 года, убийство Павла I в 1801 году, а также неудачная попытка государственного переворота в декабре 1825 года. Тем не менее классическое определение периода не выходит за рамки 18-го века.
Впервые термин «дворцовый переворот» использовал в своём курсе по истории России Сергей Соловьёв, однако он не распространял его на весь 18-й век и чаще всего использовал как один из синонимов к словам «заговор», «свержение» или «правительственный переворот». В отличие от него, другой отечественный историк, Василий Ключевский, распространил это определение на всё столетие — именно с его лёгкого слога в исторической науке появился термин «эпоха дворцовых переворотов». Дореволюционные историки по-разному оценивали события и выдвигали свои гипотезы относительно того, что можно считать «дворцовым переворотом», а что нет, однако все сходились во мнении, что 18-й век прошёл под знаком именно этого исторического явления.
В советское время учёные пересмотрели оценку этого исторического периода. Термин специально выделялся в кавычках, поскольку с точки зрения социального и экономического развития государства, на который в первую очередь делался акцент в марксистской исторической науке, коренных изменений не происходило, а суть событий заключалась в борьбе дворянских группировок за влияние при дворе. Тем не менее термин уже настолько прочно прижился в науке, что от него не отказались, и он существует по сей день.
Основные периоды эпохи дворцовых переворотов
Правление жены скончавшегося Петра Великого, Екатерины I, прошло под чутким руководством Александра Меншикова. После её смерти бывший сподвижник Петра продолжал играть первую скрипку в придворных делах и оказывал большое влияние на нового императора, Петра II, внука первого российского императора, и даже обручил его со своей дочерью Марией. [Сборник: Екатерина I]
Правители эпохи дворцовых переворотов
Монарх | Годы правления | Фавориты и лица, оказывавшие наибольшее влияние | Обстоятельства прихода ко власти |
Екатерина I | 1725 — 1727 | А. Д. Меншиков |
Решение сената после смерти Петра I |
Пётр II |
1727 — 1730 | А. Д. Меншиков, позднее — князья Долгоруковы | Последний представитель мужской линии Романовых, наследник скончавшейся Екатерины I |
Анна Иоанновна |
1730 — 1740 |
Бирон | Племянница Петра I, сначала согласилась на правления по условиям Верховного Тайного Совета, но затем публично отказалась их выполнять |
Иван VI (Иоанн Антонович) |
1740 — 1741 | Бирон, затем Б. К. фон Миних и А. И. Остерман |
Правнук Ивана V по женской линии, родился за несколько месяцев до смерти Анны Иоанновны |
Елизавета Петровна | 1741 — 1761 |
А. Б. Бутурлин, С. К. Нарышкин, А. Я. Шубин, А. Г. Разумовский, П. В. Лялин, Н. А. Бекетов, И. И. Шувалов |
Переворот, совершённый гвардейцами Преображенского полка. Одной из причин стало недовольство засильем «немцев» в государственном аппарате и армии |
Пётр III | 1761 — 1762 | Внук Петра I по женской линии (сын Анны Петровны). Стал наследником из-за желания Елизаветы Петровны продолжить династию по линии Петра Великого | |
Екатерина II | 1762 — 1796 | С. В. Салтыков, Г. Г. Орлов, А. С. Васильчиков, Г. А. Потёмкин, П. В. Завадовский, С. Г. Зорич, И. Н. Римский-Корсаков, А. Д. Ланской, А. П. Ермолов, А. М. Дмитриев-Мамонов, П. А. Зубов | Переворот, организованный самой Екатериной и братьями Орловыми при поддержке гвардейцев Измайловского полка |
Однако ни сам Пётр, ни старая аристократия, которую отодвинули на задворки политики выходцы из «гнезда Петрова», не были довольны тем, что Меншиков фактически стал некоронованным царём. Сам же малолетний император фактически был узником временщика, проживая в его дворце. Летом 1727 года, пользуясь болезнью Меншикова, Долгоруковы убедили Петра в необходимости избавиться от его влияния, указав, помимо прочего, на ту роль, которую Александр Данилович сыграл во время следствия против отца монарха, царевича Алексея. Бывший сподвижник Петра Великого отправился в ссылку, а государь обручился на сей раз с Екатериной Долгоруковой.
Однако скоропостижная смерть Петра II от оспы спутала карты Долгоруким. Это событие стало причиной уменьшения их влияния на двор.
Верховный Тайный Совет принял решение пригласить на царствование племянницу Петра Великого, Анну Иоанновну, которая на тот момент проживала в Курляндии и не имела почти никаких связей в России, что делало её фигуру идеальным кандидатом для дворян. Члены Верховного Тайного Совета, дабы упрочить своё положение в управлении страной, составили «кондиции».
Кондиции (от лат. conditio — соглашение) — перечень условий, выдвинутых будущей императрице Анне Иоанновне членами Верховного Тайного Совета, которые та обязалась выполнять в течение своего правления. По тексту кондиций, монарх лишался самостоятельности в ведении внешней и внутренней политики.
По свидетельствам современников, документ был очень краткой выжимкой из более масштабного проекта «верховников», в частности, князя Дмитрия Голицына, по созданию ограниченной монархии в России. [Сборник: Анна Иоанновна]
Однако «затейка верховников» провалилась, поскольку многие более мелкие дворяне и аристократы, а также военные опасались, что Верховный Тайный Совет попросту хочет узурпировать власть. Поэтому 25 февраля, пользуясь поддержкой оппозиции, Анна Иоанновна публично разорвала уже подписанные «кондиции». Спустя несколько дней новоиспечённая самодержавная царица упразднила Верховный Тайный Совет, а его члены, осмелившиеся покуситься на священные права монарха, были репрессированы.
Правление Анны Иоанновны продолжалось около 10 лет, во время которых всё большее влияние при дворе стали приобретать «иноземцы», а государственные дела фактически велись курляндским фаворитом царицы — Бироном. Новый виток закулисной борьбы за власть и череда дворцовых переворотов случились после смерти Анны Иоанновны в 1740 году. Новым монархом стал внук Ивана V, младенец Иоанн Антонович, положение регента при котором занял Бирон. Однако временщик продержался у власти при новом царе не больше месяца — уже в ноябре 1740 года он был низложен гвардейцами, а организатором операции стал Христофор Миних, рассчитывая заполучить регентские регалии в свои руки. Однако в результате придворных интриг он был постепенно удалён от дел, в результате чего новым «первым лицом» в государстве стал Андрей Остерман. Де-юре же регентшой при младенце-царе стала его мать, Анна Леопольдовна, неспособная вести государственные дела и доверявшая управление страной Остерману.
Такое положение дел не устраивало отодвинутую на второй план русскую аристократию и гвардейцев, уставших от «засилья немцев» в управлении страной. «Знаменем» этой борьбы стала дочь Петра Великого, Елизавета, с именем которой связывали свои чаяния недовольные сложившейся ситуацией. Дворцовый переворот состоялся 25 ноября 1741 года — гвардейцы Преображенского полка и приближённые будущей императрицы арестовали Анну Леопольдовну, Иоанна Антоновича и Андрея Остермана. Несмотря на участие в заговоре армейских частей, события 25 ноября стали самым «мирным» дворцовым переворотом: в ту ночь не было пролито ни капли крови.
На долгие 20 лет Елизавета Петровна стала русской самодержавной императрицей, и казалось, что эпоха бесконечных переворотов подошла к концу. Однако со смертью царицы ситуация вновь обострилась. В конце 1761 года на престол взошёл внук Петра I, герцог Гольштейн-Готторпа Карл Петер Ульрих, наречённый Петром III. Энергичный и деятельный монарх сразу вызвал негодование у придворных из-за нескольких неоднозначных решений. Являясь горячим поклонником прусского короля Фридриха Великого, противника России в Семилетней войне, он подписал с ним мирный договор на условиях статус-кво в тот момент, когда поражение Пруссии казалось неизбежным. Такой шаг нивелировал все достижения русского оружия, добытые на поле брани с большими потерями. Помимо этого, он вернул из ссылки бывших опальных немцев, среди которых были Бирон и Миних — возникла серьёзная опасность реставрации порядков эпохи «засилья немцев» при Анне Иоанновне. [Сборник: Елизавета Петровна]
Вновь, как и два десятка лет назад, одной из движущих сил переворота стала гвардия. Она, а также русские дворяне, среди которых были особы, приближённые к жене Петра, Екатерине, видели именно её кандидатуру наиболее подходящей на российском престоле. Поводом для выступления стала инициатива Петра III пойти войной на Данию, бывшую союзницей России и одновременно соперницей самого императора, так как претендовала на земли Шлезвига. 28 июня 1762 года Екатерина приняла присягу гвардейских частей в столице, а акция была заранее подготовлена братьями Орловыми и Григорием Потёмкиным. Пётр, находившийся в это время в Ораниенбауме, оценил ситуацию и предпочёл добровольно отречься от престола в пользу жены, что, тем не менее, не спасло его жизнь — после ареста он скончался по неизвестным причинам, что впоследствии породило множество слухов о насильственном характере смерти. Загадочная кончина Петра ещё аукнется Екатерине во время восстания Емельяна Пугачёва, который смог собрать сторонников, утверждая, что он и есть чудом спасшийся от смерти император. [Сборник: Пётр III]
Переворот 1762 года и воцарение Екатерины, ставшей впоследствии Великой, считается последним дворцовым переворотом.
Фаворитизм во время дворцовых переворотов
Орловы, Потёмкин, Салтыков, Зорич и многие другие — все эти люди были фаворитами Екатерины Великой и в разные периоды её правления имели большое влияние на принятие внутри- и внешнеполитических решений. Фаворитизм — отличительная черта эпохи дворцовых переворотов, однако она была характерна не только для России. Практически все европейские государства в период абсолютных монархий так или иначе сталкивались с этим феноменом, причём необязательно, чтобы фаворит имел сексуальные связи с государем. Таким можно назвать герцога Лерма при испанском короле Филиппе III или герцога Бекингема при дворе английского монарха Карла I.
В России времён эпохи дворцовых переворотов фавориты монархов оказывали огромное влияние на политику и становились участниками серьёзных внутренних интриг, особенно в первой половине 18-го века. Именно из-за них пал могущественный Александр Меншиков, фаворит Екатерины I (а многие называют его и фаворитом Петра Великого), курляндский пришелец Бирон, немцы Миних и Остерман. В эпоху Елизаветы Петровны и Екатерины Великой таких приближённых особ становилось всё больше, а расходы на их содержание были астрономическими. Поэтому фаворитизм стал одной из причин расцвета коррупции в России эпохи дворцовых переворотов. [Сборник: Екатерина II]
Фавориты стали объектами многочисленных исторических анекдотов, излюбленным персонажем которых был Григорий Потёмкин. Множество таких рассказов, зачастую неприличного содержания, записал Александр Пушкин. С течением времени фаворитизм оказался главной чертой эпохи дворцовых переворотов, которые сохранились в отечественной исторической памяти.
Внешняя политика в эпоху дворцовых переворотов
Несмотря на нестабильность во внутренних делах, на международной арене Россия продолжала политику, намеченную ещё Петром Великим, и пожинала плоды достижений эпохи его правления. Победа в Великой Северной войне ввела страну в число вершителей судеб Европы, поэтому важное значение в эпоху дворцовых переворотов стали играть отношения с другими монархиями, которые пытались повлиять на внутриполитическое положение России. Так, известно, что приход ко власти Елизаветы Петровны и Екатерины II был чрезвычайно выгоден Франции, которая, в первом случае, стремилась разрушить русско-австрийский альянс, а во втором — вернуть Россию к соперничеству с Пруссией.
Россия принимала активное участие в делах соседних государств — так, в 1735 году она возвела в результате войны за польское наследство на трон Речи Посполитой своего ставленника, саксонского курфюрста Августа III. Монархи стремились решить и черноморскую проблему, в частности, во время правления Анны Иоанновны. Русско-турецкая война 1735−1739 годов закончилась Белградским мирным договором, по которому Россия вернула в свои владения Азов, потерянный после Прутского похода Петра Великого.
Продолжалось и противостояние со Швецией, которая стремилась пересмотреть положение, сложившееся после Ништадского мира 1721 года. В самом начале правления Елизаветы Петровны началась «война шляп», вызванная шведским реваншизмом. Длившаяся два года, она привела к поражению Стокгольма и потере ей приграничных крепостей в Финляндии. Новую попытку более чем 40 лет спустя шведы предпримут при Екатерине Великой, но и в новых условиях не достигнут успеха.
Самым крупным конфликтом, в котором участвовала Россия в 18-м веке, станет Семилетняя война, в которой Петербург выступил в союзе с Австрией и Францией против Пруссии и Англии. Одержав ряд крупных побед, русские войска смогли в 1760 году войти в Берлин и поставить Фридриха Великого в критическое положение. Тем не менее заключённый Петром III Петербургский мир спас Пруссию от катастрофы. Для Фридриха этот резкий поворот России оказался чудом, а для Петра — причиной скорого свержения.
Несмотря на серьёзные внутриполитические проблемы, Россия не только сохранила достижения Петра Великого, но и расширяла свои владения, упрочняла престиж на европейской арене. Апогеем мощи империи стала эпоха правления Екатерины Великой, по итогам которой империя решила черноморскую проблему и поучаствовала в разделах Речи Посполитой. [Сборник: Внешняя политика Екатерины II]
Конец эпохи дворцовых переворотов и её последствия
Большинство исследователей считает приход Екатерины Великой ко власти концом эпохи дворцовых переворотов. Внутреннее положение империи стабилизировалось, риски появления новых «временщиков» постепенно сходили на нет, несмотря на огромное количество фаворитов. После Екатерины престол наследовал Павел I, который обнародовал Акт о престолонаследии, покончивший с неопределённостью в отношении будущих наследников престола.
Тем не менее насильственная смерть Павла позволяет некоторым исследователям утверждать, что роковой удар табакеркой тоже относится к эпохе дворцовых переворотов. Другие же идет ещё дальше и утверждают, что декабрьские события на Сенатской площади в 1825 году стали последним аккордом этого исторического периода — в основном из-за активного участия военных. Можно соглашаться или нет с такими утверждениями, однако после правления Екатерины Великой проблема престолонаследия фактически ушла с политической повестки, а фаворитизм в том виде, в котором он существовал в 18-м веке, и вовсе канул в небытие. [Сборник: Павел I ]
Сейчас эпоха дворцовых переворотов стала источником вдохновения для многочисленных произведений культуры — на основе событий тех лет снимаются фильмы, собирающие многочисленных зрителей и поклонников, пишутся исторические романы. Обыватели интересуются подробностями личной жизни монархов, из-за чего дворцы Петербурга и окрестностей собирают неплохую выручку. Дворцовые перевороты ассоциируются с пышными костюмами, напудренными париками и бесконечными закулисными «играми престолов», не такими кровавыми, но в такой же степени запутанными.