Детство Карла I
Карл родился 19 ноября 1600 года в Шотландии. На тот момент его отец был только ещё Яковом VI Шотландским, однако уже через три года он станет также Яковом I Английским и объединит под своей властью два государства. У Карла имелись старший брат Генрих и сестра Елизавета. Прочие дети Якова и Анны Датской скончались в младенчестве.
После смерти английской королевы Елизаветы I назначенный её преемником Яков покинул Шотландию и обосновался в Англии, куда перевёз семью и двор. И хотя Яков поначалу намеревался периодически наведываться в Шотландию, за последующие 20 с лишним лет он побывал там лишь однажды. Дети короля росли и воспитывались скорее в английских, нежели в шотландских традициях и окружении.
Карл был болезненным мальчиком, и когда Яков поспешно уехал в Англию с женой и прочими детьми, то оставил младшего сына дома из-за его слабого состояния, опасаясь, что ребёнок может не перенести путешествия. Вскоре, впрочем, Карл поправился, отбыл из Шотландии и воссоединился с семьёй.
У ребёнка была задержка речевого развития (он заикался), также он неуверенно передвигался. Кроме того, Карл был весьма мал ростом. Тем не менее с юных лет он проявлял упорство и настойчивость, в частности, в стремлении превозмочь недуги: мальчик занимался физическими упражнениями и тренировался разговаривать с камешками во рту, дабы избавиться от дефектов речи. Впоследствии Карлу удалось побороть некоторые хвори, а его физическое состояние значительно улучшилось. До 12 лет принц был убеждён, что после отца королём предстоит стать его брату Генриху, однако в 1612 году тот внезапно скончался, вероятнее всего, от тифа. Смерть Генриха потрясла Карла. Теперь ему предстояло готовиться к роли будущего короля Англии и Шотландии.
Наследник престола
Отношения Карла и Якова были не самыми простыми: уже взрослый принц, проводивший всё больше времени подле отца и вникавший в тонкости управления государством, стал невольным свидетелем весьма фривольного поведения родителя в часы его досуга. В частности, бурная личная жизнь Якова, фавориты мужского пола, его развлечения и забавы породили в Карле чувство некой брезгливости. Несмотря на расхождения во многих взглядах, оба, Яков и Карл, были убеждёнными сторонниками теории о божественном праве королей. Как и отец, Карл полагал, что монарх не должен отвечать за свои действия перед судом земным, но только лишь перед судом божественным. Именно эта вера впоследствии и привела его на эшафот.
Поиски невесты для Карла начались ещё при жизни Якова. Найти подходящую девушку оказалось непросто: Яков желал через женитьбу сына заключить сильный политический союз и поглядывал в сторону Испании, однако английскому парламенту мысль о королеве-католичке пришлась не по душе. Впрочем, испанцам перспектива отдать свою инфанту за английского короля-протестанта тоже не нравилась, и в ходе переговоров было предложено Карлу принять католичество. Парламент настаивал на поиске невесты-протестантки, но в итоге выбор остановили на французской принцессе Генриетте Марии, дочери короля Генриха IV. Решение оказалось весьма непопулярным в народе: Генриетта была ярой католичкой, она продолжила придерживаться привычных ей взглядов и обрядов и после переезда в Англию, чем невероятно раздражала как парламент, так и большую часть двора, включая даже самого Карла.
Женитьба, первые реформы, ссора с парламентом
Яков I Английский скончался 27 марта 1625 года, его сын был объявлен королём в тот же день. Он взошёл на престол под именем Карла I. Уже через несколько месяцев состоялась свадьба с Генриеттой Марией, 13 июня 1625 года. Карл, поначалу очарованный привлекательной юной супругой, вскоре испытал некое разочарование: Генриетта оказалась, по его разумению, избалованной и упрямой. Камнем преткновения в ранние годы их брака стала непримиримая религиозная позиция королевы, её любовь к роскоши, огромные траты и нежелание перенять английские обычаи и традиции. Генриетта привезла из Франции многочисленных слуг и придворных, обслуживание которых влетало казне в копеечку, она также настояла на том, чтобы вместе с ней в Англию отправился её личный епископ. Снобизм новой королевы, пренебрежение местными правилами и неприятие английской веры сделали Генриетту и Францию в её лице чрезвычайно непопулярными как при дворе, так и в народе. Тем не менее со временем Карлу удалось несколько приструнить супругу: часть её прислуги отправили обратно во Францию, а расходы королевы были взяты под личный контроль монарха. С верованиями жены Карл кое-как примирился. Несмотря на весьма сложные первые годы супружества, между Генриеттой и Карлом впоследствии установились невероятно тёплые отношения.
Английские протестанты с тревогой наблюдали за церковной политикой Карла I: он стремился реформировать обряды англиканской церкви таким образом, чтобы сделать службу более пышной и церемониальной. Так, например, Карл разрешил сопровождать богослужение музыкой. У протестантов подобные реформы вызывали ассоциации с католицизмом, они полагали ту же музыку неуместной и отвлекающей от молитвы. Особенно агрессивно на подобные нововведения реагировали пуритане, среди которых был и Оливер Кромвель, будущий лидер Английской революции. Протестанты опасались, что Карл со временем уведёт церковь в сторону католицизма или некой «промежуточной» формы.
Главной проблемой периода правления Карла стала нехватка денег: король пытался вступать в войну попеременно то с Испанией, то с Францией, однако на это нужны были значительные средства. Неоднократно Карл обращался к своему парламенту в надежде получить дотации, чтобы спонсировать военные походы, однако парламентарии раз за разом отказывались собирать подати для финансирования очередной кампании. Они требовали от государя упразднить так называемый «корабельный налог», введённый без согласования с парламентом. Этот закон обязывал портовые города платить в казну налог, который затем должен был идти на строительства флота. Карл отказывался уступить и каждый раз при возникновении противоречий просто распускал парламент, а затем через какое-то время собирал вновь.
Предпосылки Гражданской войны в Англии
В 1628 году был убит один из ближайших и наиболее ценных сподвижников Карла Джордж Вильерс, 1-й герцог Бекингем, в прошлом — фаворит Якова I. У Бекингема, сосредоточившего в своих руках огромную власть и безграничное влияние на короля, было множество врагов. Вильерс погиб от руки Джона Фельтона, бывшего офицера: тот пробрался в дом и вонзил кинжал в грудь Бекингема. Для Карла смерть Вильерса стала горькой утратой и в некотором роде поворотным моментом. После убийства Бекингема король принял решение править исключительно самостоятельно, в 1629 году он в очередной раз разогнал парламент и таким образом воплотил давнюю мечту об абсолютной монархии. Последующие 11 лет вошли в английскую историю как период тирании.
Карл полагал себя тонким ценителем прекрасного: он покровительствовал искусствам, выписывал из Европы архитекторов и художников, на что тратил гигантские средства. Современники осуждали столь неосмотрительные траты, особенно на фоне дефицита бюджета. И хотя на протяжении 11 лет Карлу удавалось править без участия парламента, к 1640 году стало очевидно, что казна совершенно пуста. Ситуация была плачевной: король даже не мог позволить себе содержание регулярной и боеспособной армии.
Обострение отношений с парламентом, большие траты, жена-католичка, заигрывание с церковной политикой, военные неудачи — все эти факторы сделали Карла I очень непопулярным правителем. Недовольство нарастало и в Шотландии, где король попытался провести церковную реформу и ввести обряды, схожие с английскими. В результате шотландской политики Карла в 1639-м и 1640-м там вспыхнуло несколько восстаний, по итогам которых королю пришлось пойти на попятную и отменить реформу церкви. Примерно в то же время начались волнения в Ирландии.
К 1640-м годам со всех сторон Карла окружал неприятель, притом угроза исходила не от чужих, а от своих. Рассчитывать на помощь парламента не приходилось. Карл оказался лишён поддержки значительной части английских лордов, которые могли бы предоставить ему средства и армии для подавления восстаний, но пренебрежение к ним короля они забыть не могли, доверие было утрачено.
Загнанный в угол, Карл был вынужден в очередной раз собрать парламент, однако теперь его члены позаботились о том, чтобы разогнать их было не так-то легко. Согласно Трёхгодичному биллю, отныне монарх обязался созывать парламент раз в три года. Многие из принятых Карлом ранее законов были отменены. Парламентарии надеялись взять короля под контроль, речи о том, чтобы казнить или отстранить его от власти, не шло.
Ситуация обострилась в ноябре 1641 года после принятия «Великой ремонстрации» — документа, содержавшего все преступления короны, в которых обвинялись министры. До Карла дошли слухи, что парламент готовится предпринять некие действия против его супруги Генриетты Марии. Было принято решение отправить королеву и их старшую дочь Марию в Европу для безопасности. Прощание Карла и Генриетты состоялось в феврале 1642 года, после этого они так больше и не увиделись.
Английская гражданская война и революция
В начале 1642 года Карл приказал парламенту выдать пятерых членов палаты общин, которых он намеревался арестовать и судить за измену, однако ему в этом отказали. В Лондоне власть перешла в руки парламента, а королю пришлось скрываться во дворце Хэмптон-Корт. Позже Карл отправился на север в надежде в скором времени созвать под свои знамёна войска. Это означало начало гражданской войны в Англии. На сторону Карла встала часть английского дворянства, а королева Генриетта помогала со сбором средств за рубежом.
О созыве армии объявили и парламентарии. В последующие несколько лет роялисты и круглоголовые (сторонники парламента) воевали с переменным успехом, однако битва при Нейзби 14 июня 1645 года расставила точки на «и». Силы короля оказались повержены, самого Карла, бежавшего в Шотландию, пленили и содержали как узника. В 1647 году шотландцы выдали монарха английскому парламенту, предварительно согласовав крупную денежную выплату.
В плену Карл вёл переговоры как с английским парламентом, так и с шотландцами, которые рассчитывали на помощь короля в проведении религиозной реформы в Англии в обмен на поддержку в борьбе с круглоголовыми. Хотя парламентское большинство и проголосовало за продолжение переговоров с Карлом, Оливер Кромвель выступил решительно против. После раскола и «чистки» рядов парламентариев власть сосредоточилась в руках Кромвеля, по сути и инициировавшего суд над опальным монархом. Карл предстал перед комиссией, однако не признал её легитимности: он по-прежнему полагал, что судить помазанника божьего земным судом невозможно. Смертный приговор на основании обвинений в государственной измене, преследовании собственных интересов и тирании Карл принял спокойно и с достоинством.
Казнь монарха была назначена на 30 января 1649 года. Карл загодя приказал надеть на себя две рубахи вместо одной, чтобы не дрожать от холода — толпа могла бы принять это за проявление страха. Перед казнью ему позволили попрощаться с дочерью Елизаветой и сыном Генри — они на тот момент всё ещё находились в Англии (прочие дети пребывали с их матерью в Европе). Взойдя на эшафот, Карл произнёс перед собравшимися речь, в очередной раз отстаивая принципы абсолютизма, подчёркивая, однако, что он всегда желал для народа вольности и свобод, которые, по его разумению, заключались в наличии законного правительства. Закончив речь, Карл положил голову на плаху, произнёс молитву и развёл руки в стороны — это был сигнал палачу о его готовности. Голову отсекли одним ударом, после чего по толпе пронёсся стон. Многие из присутствовавших на казни обмакивали платки в королевской крови.
Вероятно, из уважения к статусу покойного голову Карла на следующий день после экзекуции пришили к телу. Гроб с останками захоронили в Виндзоре в той же часовне, где покоились Генрих VIII и его третья и любимая жена Джейн Сеймур. Через 11 лет после смерти Карла I и завершения Английской революции произошла реставрация династии Стюартов, в результате чего престол занял старший сын казнённого монарха Карл II.